Российская внешняя политика становится всё более уверенной, целенаправленной и агрессивной. В ближайшие годы возможно возникновение как локальных конфликтов, схожих с конфликтом с Грузией в августе 2008 года, так и глобальных конфликтов, связанных с ужесточающейся борьбой за истощающиеся энергоресурсы. В частности, в ближайшие двадцать лет Россия, США, Канада, Дания и Норвегия будут делить залежи нефти и газа в Арктике.
При этом возникновение крупных вооружённых конфликтов и, тем более, применение оружия массового уничтожения маловероятно. Однако вероятность информационной войны с каждым годом растёт по мере того, как страны убеждаются в эффективности информационного нападения на противника. Россия уже успела убедиться в успехе собственных действий в ходе конфликта с Эстонией (перенос бронзового солдата) и с Грузией ("принуждение Грузии к миру").
В связи с этим возникает необходимость разработки стратегии национальной информационной безопасности и скорейшей реализации её положений, направленных на защиту интересов России.
За последние несколько лет интерес различных групп к информационному оружию значительно возрос. Можно выделить несколько групп потенциальных угроз, связанных с информационными технологиями (в порядке убывания вероятности их возникновения):
1. Информационное освещение событий не в пользу России
2. DDoS атаки, приводящие к недоступности основных источников информации, перегрузке сетей и падению скорости обмена информацией
3. Разрыв соединения российского сегмента сети Интернет с мировой сетью
4. Вывод из строя основного ПО, используемого на большинстве компьютеров в России
5. Террористические акты, организованные посредством обнаружения слабых мест информационной защиты потенциально опасных инфраструктурных объектов
6. Аппаратное отключение устройств нероссийского производства
Характер информационной угрозы во многом зависит от характера конфликта и возможностей противника:
- пп. 2, 5 могут быть организованы небольшой группой лиц при скромном финансировании
- п. 1 может возникнуть стихийно без специальных указаний со стороны противника, финансирования практически не требуется
- п. 3 возможен в случае серьёзных локальных и глобальных конфликтов
- пп. 4 и 6 в основном касаются США, как крупнейшего производителя массового программного и аппаратного обеспечения
Меры по созданию и укреплению информационной обороны должны решать следующие задачи:
1. сохранение работоспособности компьютеров, программного и аппаратного обеспечения, сетей связи
2. сохранение скорости передачи данных между важнейшими узлами связи
3. недопущение управления через российскую сеть извне
4. информационная пропаганда и защита крупнейших интернет-СМИ от атак извне
5. блокирование магистральных каналов связи с сетью интернет
6. недопущение организации связи в обход магистральных каналов с российским сегментом сети
Инструменты информационной обороны
1. Собственные аппаратные устройства
Микропроцессоры, материнские платы, карты памяти, накопители, модемы, сетевые платы, которые спроектированы без использования каких либо элементов, уже используемых зарубежом. Проектирование с нуля и создание устройств на своих производствах позволит гарантировать работоспособность компьютеров, собранных на базе этих устройств во время крупных конфликтов, когда устройства зарубежного производства могут быть отключены по команде извне.
2. Собственные сети
Собственные сети можно разделить на два класса:
а) сети правительственной связи и сети министерства обороны – закрытые сети для организации и поддержания информационного обмена в любых условиях. Такие сети не должны иметь шлюзов со внешним миром, а доступ к ним должен осуществляться только после авторизации уполномоченных лиц
б) сеть для оперативного информирования – открытая для граждан максимально простая сеть с ограниченным числом всем известных сайтов, предназначенная для быстрого распространения информации в период конфликтов, когда доступ к глобальной сети интернет может быть ограничен вероятным противником в силу того, что: вероятным противником могут являться США, которые фактически управляют сетью интернет; против российских сайтов и узлов связи ведётся DDoS-атака, что затрудняет или делает невозможным оперативное получение информации
3. Шлюзы для соединения с сетью интернет
В период конфликта российский сегмент сети интернет может быть отключён от мировой сети. Поэтому для получения информации извне необходима организация шлюзов, которые обладали бы следующими качествами: скрытность, распределённость, мобильность, высокая скорость передачи данных.
4. Реорганизация информационных потоков сети интернет
Необходимо консолидировать информационные потоки в российском сегменте сети на российских же аппаратных средствах с целью возможности отключения передачи данных в/из мировой сети. Особенно это касается спутниковой связи – необходимо, чтобы спутниковый интернет также передавался на Землю только через контролируемые российские спутники.
5. Средства для подавления радиочастотной интернет-связи (bluetooth, wi-fi и проч.)
Задачи информационного наступления:
1. Перегрузка основных узлов связи, снижение скорости передачи данных
2. DDoS-атака на важнейшие информационные ресурсы
3. Выведение из строя важнейшего программного обеспечения
4. Подмена содержимого важнейших информационных ресурсов
5. Публикация агитационных материалов на зарубежных сайтах
6. Организация зарубежного общественного мнения с помощью пророссийски настроенных комментаторов
Инструменты информационного наступления
1. Распределённая сеть заражённых вирусами компьютеров
Позволяет организовывать наступление по пп. 1, 2, 3 максимально быстро и без обратного адреса, т.е скрытно.
2. Подразделения хакеров, способных: к взлому сайтов важнейших СМИ противника; к перехвату необходимой информации в каналах связи противника
3. Информационная мобилизация
Уровень развития информационных технологий в России, степень проникновения сети Интернет позволяют в случае необходимости провести информационную мобилизацию с тем, чтобы:
1. обезопасить граждан от информационных атак извне
2. обеспечить информирование населения
3. заставить граждан России участвовать в информационном наступлении по пп. 2, 6
В целях организации информационной мобилизации в период конфликтов возможно информирование населения о порядке желательных действий. В период серьёзных глобальных конфликтов возможно использование аппаратных средств населения с целью информационной обороны и наступления. В случае возникновения таких конфликтов гражданами может быть установлено специальное ПО, после чего зачищенный компьютер подключается к сети для оперативного информирования, получает команды от центра управления, участвует в атаках по пп. 1 и 2.
#компьютеры, #интернет, #мысли, #политика, #хакеры, #россия