Очень грустно читать ежедневно на новостных лентах буквально следующее: "В Рунете стартовал российский аналог западного chto-to.com". Обидно за нас за всех – как будто мы ничего и придумать не можем инновационного, а можем только тупо копировать.
Но это всё эмоции. А на самом деле всегда, когда речь идёт об интернет-бизнесе, стоит помнить, что это рынок. И он подвержен объективным рыночным законам. И если что-то где-то не происходит, значит, не сложились объективные условия для этого. Ворчать и обижаться на рынок глупо :)
Почему же объективно Рунет чаще копирует идеи, чем придумывает свои?
Практически все европейцы и американцы знают английский язык и сразу создают проекты с ориентацией на англоговорящих пользователей. Таким образом они покрывают 36,5% мировой интернет-аудитории. Как только проект начинает развиваться, его сразу же переводят на азиатские языки – ещё 25,8%. Потом испанский и немецкий. Русскоязычных же пользователей интернета всего 2,9%. Вы часто видите другие языки на страницах рунета? А вот, к примеру, шведско-датский Skype переведён на 24 языка! На сколько языков переведён Google? Сравните с Яндексом. Наши бизнесмены сами себе подписывают приговор – если даже они и придумывают новый проект раньше соседей с запада, о нём в мире никто не узнаёт!
На западе теме интернет-образования и интернет-бизнеса уделяется огромное внимание, потому что западные министерства образования прекрасно представляют себе процесс дальнейшей информатизации экономики.
В наших школах до сих пор уроки информатики носят скорее факультативный характер. Часто урокам пользования интернетом посвящены 2-3 занятия в год. И урок проходит так: "Детки, вы тут посидите сами в интернете, поразвлекайтесь". И дети только рады. А ведь культуру пользования интернетом можно и нужно закладывать в ребёнка с детства. Человеческий капитал был и остаётся важнейшим ресурсом экономики страны.
В наших ВУЗах интернет-бизнесу также не уделяется внимания. Если ВУЗ технический, то уделяется внимание технической стороне – механизму функционирования интернета. Если гуманитарный, то уделяется внимание бизнесу в целом без учёта какой-либо специфики онлайна. Преподаватели считают, что важнее научить студентов пользоваться давно устаревшим MS Access – тратят на это по два года. А про интернет - только общие слова.
На западе проблем с финансированием интернет-проектов нет. Хорошо известно, что сейчас у них предложение денег под запуск проектов в онлайне намного превышает спрос – за ценными проектами идёт настоящая охота. В таких условиях владельцу хорошей идеи остаётся только сравнить условия финансирования и выбрать наилучшие. У него практически нет ограничений по развитию бизнеса. Итог – аналоги YouTube – проект ещё даже не окупился, а его уже продали за 1,65 млрд. долларов.
В России найти деньги под Интернет-проекты уже можно. Может быть, не так просто, как на западе, но можно. Дело в другом. Венчурный механизм инвестирования предполагает не кредитование проекта, а приобретение в нём доли, часто контрольного пакета. На западе это само собой разумеется, и никто не пытается с этим спорить. Да, человек придумал идею, он молодец. У него нет средств её реализовать, он продаёт бОльшую долю венчурам и получает возможность реализации. У нас же нет: "Как же так, да я, да кому-то продам свою идею?! Да я её год вынашивал, а какой-то дядя будет с этого доход получать! Да я лучше подавлюсь и никому её не расскажу, чем проклятые капиталисты деньги заработают!" Мало кто психологически согласен с идеей венчурного финансирования. А понятно, что под интернет-проекты (которые всегда высокорисковые) банки кредитов не дают.
Рынок сделок в рунете до сих пор имеет сильно ограниченный размер. На это влияют три фактора.
Географический фактор. Большинство активных и покупающих пользователей в Москве. Гораздо меньше в Петербурге. И в остальных городах России покупки носят скорее эпизодический случайный характер, объёмы рынка Интернет-торговли минимальны, что делает нерентабельным запуск многих региональных проектов. А запуск интересных общероссийских проектов делает нерентабельным то, что 85% аудитории будут только из Москвы и Петербурга.
Неразвитость платёжных систем. Для того, чтобы оплатить покупку в интернет-магазине, нужно сходить куда-то и купить карточку предоплаты. "Сходить куда-то" для большинства пользователей интернета (которые ленятся больше, чем любые другие люди) – это как страшный сон. Да и проще сразу сходить и купить диск с музыкой в ларьке, чем сначала идти покупать карточку предоплаты или делать банковский перевод, а потом ещё разбираться с оплатой товаров в интернете. Нет на настоящий момент хорошей платёжной системы в рунете, позволяющей расплачиваться за товар в момент принятия решения о покупке.
Сложности с доставкой. Даже если кто-то из региональных пользователей и захочет купить что-либо в интернете, ему это будет сложно сделать по двум причинам. Во-первых, он столкнётся с тем, что в его городе нужный товар не продаётся – только в Москве. А во-вторых, стоимость доставки товара из Москвы часто будет сопоставима со стоимостью самого товара. Службы экспресс-доставки слишком дороги для большинства продаваемых товаров. А Почта России отличается полной непредсказуемостью сроков доставки.Всё это ведёт к тому, что многие проекты становятся нерентабельными – им не хватает массового спроса или платёжеспособности.
В России как минимум ближайшие три года аналог YouTube просто невозможен. Хотя некоторые порталы уже поспешили создать нечто подобное (например, Видео@Mail.ru), это скорее дань моде, чем рассчитанный на окупаемость проект. Нет у наших пользователей канала доступа в интернет такой ширины, чтобы можно было запросто смотреть видео-файлы. Да, конечно, ради интереса их может скачать даже пользователь dial-up’а. Но это единичные просмотры. На западе обычный фильм скачивается несколько минут. У нас для большинства пользователей это либо недостижимо в принципе, либо фильм скачивается несколько часов, а то и суток.
Все инновационные проекты, рассчитанные на широкий канал связи, обречены на неудачу в России.
Самое главное. Основатели проекта всегда подходят к делу с рациональной точки зрения. Если у них есть 10 тыс. долларов и они могут вложить их в два проекта с разной рентабельностью, они, естественно, выберут тот, который принесёт большую прибыль при меньших временных затратах. Часто гораздо проще скопировать западный проект и получать бОльшие деньги, чем выдумывать что-то своё с неясными перспективами. В Рунете ещё множество незанятых ниш, в отличие от западного интернета. А такие службы, как прокат фильмов через интернет, – они ещё долго у нас не появятся. Слишком уж низкая рентабельность у такой службы, сравнимая с обычным бизнесом в оффлайне. Не возникнет ни у кого интереса заниматься подобным делом до тех пор, пока средняя рентабельность по рунет-рынку не снизится до сопоставимых значений.
Опубликовано как запись в блоге Светланы Хорошевой (редактора приложения "Next" газеты "Деловой Петербург") 10 октября 2006 г.
#мысли, #интернет-бизнес, #интернет, #образование, #надувательство