Почему именно такой маршрут? Волею судеб в тот момент, когда я решил писать о том, как я летаю в симуляторе, я пролетал над живописнейшим побережьем Крыма в районе замечательного посёлка Коктебель. Ну и поскольку писать статью про подлёт неприкольно - взлетел я из Сочи, но скриншоты там не делал, то и получилось, что полноценная первая статья о моём виртуальном полёте будет как раз про рейс Симферополь - Афины.
Собственно, вряд ли на самом деле самолёты летают по такому рейсу, потому что те, кто побывал в Афинах вряд ли поедут в Симферополь, а те, кто живёт в Симферополе, будут всю жизнь копить на самолёт до Афин :))))). В виртуале всё проще - денег за бензин платить не надо. Поэтому можно летать, где вздумается. Ну а и сам Крым, и Греция с воздуха смотрятся потрясающе, даже в симуляторе :).
Последнее время я летаю на Ту-154. Этот самолёт по телеку смешные журналисты называют ломовой лошадью нашего воздушного флота. Многим пилотам всякого класса (виртуальным и реальным) этот самолёт офигенно нравится в силу своей красоты. Мне же с детства больше всех других вместе взятых нравится Ил-86. Но в симуляторе он сделан нахаляву каким-то макаронником, поэтому летать в нём не так интересно. А вот тушка сделана наславу :). Но ты ещё в этом убедишься :))).
Итак, 8.25 по хохляцкому времени :). Составляем полётный план в Афины. Получилась протяжённость 690 миль и расчётное время полёта 1 час 42 минуты. Всем известно, что наши самолёты не самые экономичные в мире :))). Поэтому умножаем расчётный запас горючего на коэффициент 7,5 прибавляем к этому ещё тысячу галлонов на возможные круги над Афинами и заливаем в баки 8056 галлонов отборного тыренного керосина (тырили с наших нефтепроводов, конечно же :)))).
Заправившись, можно включить двигатели. Пока они раскручиваются, начинаем беседу с симферопольским диспетчером по поводу: "дядя, а можно я сегодня по такому плану полетаю?" :)))). На что получаем добро и переходим к разговору с диспетчером рулёжных дорожек :)))). Ну, это типа дворника в общепринятой классификации престижности профессий. Он тоже довольно смешной - даёт разрешение на руление, даже если перед тобой по этой же дорожке какая-нибудь сесна едет :). Но ничего, смотреть умею, не врежусь :))). Точнее - не перееду :)))).
Чем мне нравится Симферополь (в смысле, сам аэропорт), так это тем, что всё там, как по-настоящему :). А не нравится тем, что в капиталистические времена в этом вроде маленьком аэропорту развелось до дури таких же маленьких сесн и пайперов чироки, из-за которых уйма времени уходит на простои в ожидании чего-то :). Вот и в этот раз оказалось, что в полдевятого утра всем сразу приспичило взлететь :). Мало того, тем, кто находился в воздухе, сразу приспичило приземлиться :). Полоса в Симферополе одна и съехать с неё после приземления можно только в трёх местах, все они далеко от места приземления (особенно для мелких самолётов). Поэтому образовывается очередь на земле и в воздухе. На картинке я стою третьим в очереди, за мной ещё самолёт, а садиться сейчас будет пайпер чироки, за ним - сесна (её не видно, только по диспетчерскому эфиру слышно :)
Наконец, я дождался своей очереди. Долго тут думать нечего - закрылки у меня уже были на 28 градусов выпущены заранее, осталось только выровняться по оси взлётно-посадочной полосы и добавить двигателям оборотов на взлётный режим. Собственно, отрыв от земли произошёл как раз в месте, где можно съехать на рулёжную дорожку. После этого убираю шасси и закрылки, а то они сломаются. Стараюсь выдерживать скорость в пределах 400 км/ч (такое есть ограничение до высоты 10000 футов). Убираю немножко газ и плавно поднимаюсь...
Хотя на счёт плавности, это я, пожалуй, преувеличил. Двигатели-то ревут :), поэтому надо сильно задирать нос, чтобы пресловутые 400 км/ч не превысить. Кстати, погодка немножко испортилась - облачно стало. Вдали видны крымские горы и город Симферополь. Сейчас я перейду из-под контроля диспетчерской вышки и диспетчер подхода меня направит на курс истинный :)
Диспетчер приказал мне поворачивать влево на курс 210 (это получается на 160 градусов развернуться надо). Что ж, чтобы лишние километры не лететь, накренимся хорошенько на левое крыло. Боязно смотреть из левых окошек???? Ничего, всё в пределах нормы. Во-первых, я тоже боюсь, когда на взлёте такие манёвры реальные пилоты проделывают, а, во-вторых, крен тоже в пределах правил, иначе бы у меня в кабине загорелось светосигнальтное табло "Крен велик левый". Кабину я тебе позже покажу, обещаю :))). Кстати, высота уже 6700 футов (или 2043,5 метра :)
Развернулись :). Даже на пяток градусов переборщили. Зато снова аэропорт видно и Симферополь вдали :))). Кстати, обрати внимание на крутизну подъёма. Это тоже вид из левого окошка :))). Ну чем не ракета? :)))))). Ничего, сейчас исправимся. Пройдём рубеж в 10000 футов и полетим, как белые люди :)
Теперь можно спокойно заценивать крымские пейзажи с высоты птичьего и не совсем птичьего полёта :))). Вдали справа от самолёта за косой видна Евпатория :). Сейчас находимся на высоте 16000 футов или почти 5 километров. Я запланировал полёт на высоте 34000 футов, так что ещё столько же времени подниматься.
Снова нужно разворачиваться (в Грецию же летим, а не на Деребасовскую в Одессу :))). Сейчас уже поднялись на высоту 24200 футов и под левым крылом виден город-герой Севастополь. А за ним и Херсонес. Если разглядшиь, можешь смело писать мне письмо :)))) Зачем? Ну не знаю.. :))) Это типа повод такой :))))
Закончилась первая часть нашего полёта - мы вылетили за пределы Крыма. Слева пока ещё виден его южный берег :). Высота уже 31400 и совсем скоро самолёт перейдёт в горизонтальный полёт. Очень мило. Будем минут 30 лететь над Чёрным морем. Даже отсюда видна потрясающая красота бухты Ласпи... Так и хочется снова там оказаться :))))
Можно откинуться на спинку кресла (с) Microsoft и спокойно лететь до берегов Турции. А это около 250 миль. Кстати, на такой высоте уже достаточно холодно даже двигателям и тёплый газ, вылетающий из турбин, сразу же конденсируется :). Очень красиво. Поскольку ещё утро, то и луна ещё на небе присутствует :)
Ура, снова стало интересно лететь :)))). Вот мы и долетели до Турции. Перед нами - знаменитый пролив Босфор. Честно говоря, когда я полётный план составлял, я не думал, что получится именнно здесь пролететь. Но, как покажет будущее, это ещё не все сюрпризы :))). Облачность, кстати, немножко рассеялась...
Ещё сюрприз :))). Пролетаем над Стамбулом, оказывается :))). Красиво, даже мосты всяческие видны (на скриншоте только один, а на самом деле там три моста видно было). Кстати, сама территория вокруг, видимо, не очень живописная - гор особо не видно. Ну разве что несколько холмиков
Вот это удача :))). Наш самолёт летит прямо над Стамбулом!!! Никакие америкосские спутники нам теперь нафиг не нужны :)))). Можно вот так вот летать и города исследовать :). Можно даже было бы попробовать приземлиться вот на ту хайвэй серенькую... Её длины бы мне хватило, да и она никуда не поворачивает :)))
Чуть позже выяснилось, что тут можно и цивилизованно сесть - прямо под нами пролетел аэропорт. Две длинных полосы, прикольный терминал... Буржуи, блин :))))). На неуменьшенном скриншоте видно было даже некоторые особо крупные самолёты, но тот скриншот сюда бы не влез... А так можно было бы ещё и бомбёжку вести :)
Так мне понравилось это место, что решил ещё сфоткать, теперь уже сверху и пролетев немножко. Полёт, кстати, проходит исключительно хорошо, как раз слушаю заключительные слова в утренней Шизгаре на Нашем радио :))))). Правда, скоро станет несколько хлопотнее - придётся менять частоты радиомаяков, чтобы с курса не сбиться. Иностранцы понаставили их слишком часто, а я не смог удержаться, чтобы летать поинтереснее - поворачивать там почаще и т.д. :))).
Не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна - я же лечу в Афины, в Грецию :))). Там тепло, солнечно, много симпатичных гречанок и Парфенон :)))). Кстати, гимор с поворачиванием уже начался - можно это заметить по реактивной струе - в конце кадра она изгибается вправо. Пассажирам, наверное, прикольно так вот летать :))). Над морями, проливами всякими...
Ура!!! Во-первых, я вошёл в воздушное пространство Греции, а, значит, осталось не так долго лететь. Во-вторых, Афинский диспетчер дал указание снижаться до эшелона 23000 футов, это вдвойне приятно, так как обычно диспетчеры затягивают команду со снижением - значит, аэропорт находится от меня милях в 60-70
Как и предполагалось, по занятии эшелона в 23000 футов мне сразу же приказали снижаться дальше до 12000. Сейчас уже 21600 (6,5 км) и я решил выглянуть в левое окошко :). Сам(а) зацени, какая там красота!!! Теперь я, наконец, понял, чем отличается Чёрное море, от нечёрного :)))). Здорово!..
Когда я летел мимо, я думал, что Афины уже за холмом, который справа. Однажды я уже был в Афинах. Правда, тогда я летел на Ту-134 и с другой стороны - с Мальты. Мальта, кстати, с точки зрения аэропорта ничем не примечательна. Так вот, оказалось, что Афины ещё не за этим холмом :))). Сейчас высота 19400 футов.
Снизившись до 12100 диспетчер сказал снижаться до 5200, чем существенно напряг меня позже :). А пока просто летим над слоем облачности. Хорошо хоть, что облака разрозненные - красиво лететь и видно, куда :))). Хотя я всё равно лечу по приборам до высоты в 200 метров :). Кстати, на этот раз вид из правого окошка
Облачность потихоньку растёт, и это мне не нравится... Я такую погоду не заказывал :)))). В облаках обычно трясёт не по-детски :))). Сейчас 7700 высота и я пока ещё над облаками. Будем надеяться, Афины уже где-то совсем близко и скоро меня попросят снизиться до высоты круга (это около 2100-2300 футов).
Началось... 5200 пришлось как раз на середину облачного слоя. Ситуация осложняется тем, что диспетчер молчит и не спускает меня ниже. А для того, чтобы скорость была в пределах 400 км/ч (уже ведь ниже 10000) нужно зверски задирать нос и снижать мощность двигателей. Фактически, такая мощность двигателей, на которй я сейчас лечу только-только обеспечивает мне руление по земле :)
О, вылетел из облака, можно пока оглядеться - поисктаь аэропорт. Но не только аэропорта, даже и намёка на него не видно :))). Кстати, пора включить всяческие лампочки, чтобы мой самолёт другим видно было. Вроде Афины должны быть аэропортом с большим траффиком...
О, снова в облаке. Зацени, как облако видно пилоту :))). То есть, собственно, кроме облака пилоту больше ничего и не видно. Но на самом деле и не нужно :). Если приглядеться - скорость сейчас как раз 400 км/ч, высота 5200 футов, вертикальная скорость подъёма - меньше 1 м/с, это мы сейчас уладим. Светло-жёлтая стрелка показывает направление на радиомаяк в районе взлётно-посадочной полосы, над которым мне ещё предстоит пролетать. Глиссада ещё, естественно, не захвачена. Механизация не выпущена. В общем, последние минуты спокойного полёта... Хотя до Афин ещё по указателю 49 километров :)
Диспетчер попросил снизиться до высоты круга (как я и думал, до 2100 футов). Теперь для гашения скорости уже опасно включать малый газ, поэтому его просто чуть уменьшаем, наклоняем нос и выпускаем шасси - они нам дадут дополнительную тормозную силу. А чтобы совсем высоко не задирать нос, выпустим закрылки на 28. Всё равно уже скоро четвёртый разворот. Сейчас, кстати, третий (это всё в терминах посадочного процесса :))), и я разворачиваюсь направо на курс 305. Курс полосы 333, значит ещё попозже довернуть надо будет. Кстати, вот теперь Афины уже точно за дальним мысом справа :)))
Снизились до высоты 2100, добавили газу, выпустили посадочные фары (люблю садиться с фарами, добавляет эфекта тем, кто на меня снизу смотрит :)))). Справа уже показался вид долгожданного аэропорта. Тут две полосы, одна из них наша (диспетчер ещё не объявил, какая). Но так как системой захода на посадку оборудована только правая, то туда мы и сядем на 99% :))). Кстати, по эфиру не слышно, что много самолётов на подлёте - это хорошо, не надо будет уходить на второй круг. Тут всё же горы кругом :))))
Пристегните ремни, закройте глаза и молитесь всем богам, включая кошачьих и хомячьих :))). Ибо я собираюсь тут сесть :))). Передо мной роскошный вид на Афины (чуть правее аэропорта). Полосы оборудованы системой визуального захода на посадку PAPI (красные и белые огоньки. Если их поровну, значит ты в глиссаде, если больше белых, то ты выше, если меньше - ниже глиссады). Кстати, в глиссаду-то я только что и вошёл. Выпустил до этого закрылки на 45 градусов. Теперь внимательно слежу за директорными планками (жёлтые на приборе с жёлтой стрелкой и красные на центральном авиагоризонте)
Высота 300 метров, до торца полосы 6,5 киломтеров. Скорость 290, нормально. Скорость снижения - 3 м/с - самое то. Радиомаяк я уже пролетел, светло-жёлтая стрелка точно назад показывает. В общем и целом, посадка пока собирается быть мягкой :). Сейчас только чуть спущусь пониже - директорная планка вниз ушла.
Теперь можно зажмуриться :)))) До земли осталось 30 метров. Сейчас чуть выровняюсь налево, снижу газ, выровняюсь горизонтально, уменьшу вертикальную скорость до 1 м/с, выключу газ, коснусь земли задними колёсами, выпущу интерцепторы (уменьшают подъёмную силу крыла и гасят скорость), коснусь земли передним колесом, включу реверс, потом буду тормозить колёсами и придерживаться осевой линии полосы... на самом деле получилось почти так же :). Чуть правее оси сели. Козления не произошло, посадка была мягкой. Кстати, зацени на картинке выпущенную механизацию - это закрылки так изгибаются зверски :))).
Приехали. Прощаемся с диспетчерами, убираем механизацию, ставим на ручник, включаем аккумуляторы, выключаем генераторы и обогрев, перекрываем керосин. До Афин я долетел за 1 час 52 минуты. Потратил 4878 галлонов горючего. Это при том, что я долго стоял в очереди на взлёт в Симферополе, но с первого раза сел в Афинах. Рейс получился замечательным, очень красивым и впечатляющим :))))
#самолёты, #путешествия, #крым, #симулятор полётов