В последние несколько лет интерес к инновациям вырос очень существенно - даже на уровне правительства стали приниматься меры по стимулированию инновационной деятельности. Зачастую под инновацией понимается создание и использование новых технологических идей, однако существует и другая сторона инновационной деятельности - организационная. Нововведения могут с успехом применяться не только в производстве продукции, но и в организации бизнеса с целью повышения его эффективности.
Насколько важно для обычной компании стимулировать инновационную деятельность? Рассмотрим рынок сравнительно однородных товаров. Это означает, что производственная себестоимость такого товара в каждой фирме на данном рынке примерно одинакова. Стоимость материалов и комплектующих, транспортные издержки для всех примерно одинаковы. Зарплата в регионе также установилась на определённом уровне. Внедрить какие-либо существенные технологические инновации не представляется возможным - скорее всего фирмы уже придерживаются сходной технологии. Единственный путь повышения конкурентоспособности и получения дополнительной прибыли - повышение эффективности организации бизнеса. Этого можно добиться за счёт:
- Доработки маркетинговой стратегии (позиционирование продукта, ценовая, сбытовая и рекламная политика, сервис, гарантии, удобство для покупателя);
- Снижения издержек (оптимизация финансовых потоков, прозрачная отчётность, снижение брака, повышение производительности труда);
- Оптимизации информационных потоков;
- Создания и поддержания корпоративной культуры;
- Корректировки бизнес-процессов;
- Корректировки организационной структуры.
Во многих компаниях организационные инновации время от времени появляются и внедряются, однако процесс не носит системного характера, скорее - реагирование на факторы внешней среды, "латание дыр". Подправили под запросы рынка цены, через полгода закупили компьютеры, ещё через полгода - программное обеспечение, ввели корпоративные мероприятия. Однако друг с другом эти действия связаны слабо, а, значит, синергетического эффекта от них нет. Для успешного повышения эффективности деятельности компании необходимы чёткие и слаженные действия, проводимые в рамках инновационной системы.
Под инновационной системой обычно понимают элементы организации, сопутствующие инновационной деятельности, а также взаимоотношения между ними, которые закрепляются в регулирующих документах компании (устав, положения о подразделениях, должностные инструкции). Для того, чтобы любой сотрудник свободно ориентировался в документах, лучше их объединить в информационную базу (например, создать сайт во внутренней корпоративной сети), а также обязать юрисконсульта или менеджера по персоналу давать консультации по вопросам применения документов.
Источниками инноваций в любой компании являются люди. Зачастую даже рядовому сотруднику приходит в голову мысль о том, что что-то в его деятельности можно было бы улучшить. Однако многие идеи подобного рода остаются лишь идеями, а иногда и являются причинами конфликтов. Для создания эффективной инновационной системы необходимо чётко понимать, откуда могут возникать идеи:
1. Непосредственно от сотрудников компании:
а. Спонтанно возникающие идеи;
б. Идеи, собранные в результате анкетирования.
2. В результате исследования тематической литературы;
3. В результате наблюдения организации бизнеса другими компаниями:
а. Прямыми конкурентами;
б. Компаниями, не являющимися конкурентами.
4. В результате работы с консультантами.
Спонтанно возникающих идей и наблюдений недостаточно для заметного повышения эффективности бизнеса. Необходимо стимулировать появление инноваций, прежде всего, это касается работы с персоналом, которая может осуществляться в двух направлениях. Во-первых, закрепление в должностных инструкциях соответствующих сотрудников обязанности исследовать тематическую литературу и опыт других компаний. Во-вторых, моральное и материальное стимулирование всех сотрудников. При этом система материального стимулирования должна быть построена таким образом, чтобы премии выплачивались именно за активную инновационную деятельность. Поэтому нецелесообразно выплачивать премии по итогам года или как процент от прибыли. Гораздо эффективнее регулярно проводить конкурсы на звание самого инновативного сотрудника и выплачивать поощрение согласно занятым призовым местам. Кроме того, целесообразно организовать пирамидальную схему стимулирования, при которой премию получает также и начальник того отдела, сотрудники которого вносят наибольший вклад в развитие компании с точки зрения усовершенствования её организации. Данные положения могут найти отражение в отдельно оформленном положении об инновационной деятельности, а также в положении о стимулировании.
Для создания успешной инновационной системы важно предусмотреть финансовое и информационное обеспечение. Например, может быть создан фонд, формирующийся из прибыли, средства из которого расходуются согласно принятым в компании нормам. Важно обеспечить прозрачность инновационной системы - архив предлагавшихся идей и результаты их реализации с общим доступом для всех сотрудников, современные средства поиска и передачи информации.
В заключение хотелось бы отметить, что внедрению инновационной системы обязательно должен предшествовать анализ организации бизнеса и, в случае необходимости, его реинжиниринг.
Статья опубликована в сборнике научных трудов "Экономика и управление. Часть III"
#инновации, #инновационная система, #менеджмент, #наука