Сегодня России необходим переход на инновационный путь развития, освоение принципиально новых, конкурентоспособных технологий и продуктов, инновационное обновление критически устаревших производственных фондов многих отечественных предприятий.
Правительством Российской Федерации утверждены "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", план мероприятий по реализации "Основ". Разработан проект стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 г. Повышенное внимание Правительства к проблемам отечественного сектора исследований и разработок имеет целью создание национальной инновационной системы, которая должна обеспечить технологическую модернизацию экономики и повышение её конкурентоспособности на основе передовых технологий, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.
В условиях рыночной экономики меры поддержи инновационных предприятий и стимулирования инновационных процессов, процессов передачи технологий, разрабатываемые государством, могут лишь косвенно влиять на повышение инновационной активности предприятий. В проекте стратегии РФ в области развития науки и инноваций предусмотрено повышение затрат на исследования и разработки по отношению к ВВП с 1,36% в 2005 г. до 2,5% к 2015 г. При этом удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки должен повыситься с 41% до 70% [1, стр. 75]. Заложенные в проект стратегии целевые показатели говорят о том, что успех её реализации во многом зависит от российских предприятий, а не только от мер государственной поддержки и стимулирования.
Отечественным предприятиям на сегодняшний день необходимы собственные инновационные системы, органично вплетённые в вышестоящие региональную и национальную инновационные системы (РИС и НИС соответственно). Под инновационной системой предприятия (ИСП) понимается совокупность экономических агентов и видов деятельности, ресурсное обеспечение и институты, а также связи между ними, которые важны для повышения эффективности инновационного процесса в компании [2, стр. 14].
Целью создания ИСП является:
- повышение конкурентоспособности продукции предприятия;
- создание инновационной базы для долгосрочного устойчивого роста компании;
- обеспечение экономической безопасности предприятия.
ИСП должна выполнять следующие функции:
- Прогнозирование рынка и выбор приоритетных направлений исследований;
- Стратегическое планирование инновационной деятельности предприятия;
- Поиск, оценку и отбор инновационных идей и изобретений;
- Внедрение инновационных проектов;
- Мониторинг показателей уже внедрённых инновационных проектов и их корректировка.
Для эффективного функционирования ИСП необходимо тесное сотрудничество предприятий с НИИ, ВУЗами, центрами трансфера технологий в рамках поиска и приобретения технологий, поиска и найма квалифицированного персонала, заказов на разработки.
Успешное функционирование ИСП невозможно без обеспечивающей структуры, включающей следующие основные подсистемы:
1. Финансовое обеспечение. В зависимости от формы собственности, размера и профиля деятельности предприятия возможен больший или меньший уклон в сторону получения государственных субсидий, банковских кредитов, венчурного финансирования, либо создания и использования ресурсов собственного инновационного фонда.
2. Информационное обеспечение. Включает создание локальной сети интранет, обеспечение доступа к информации всех ответственных исполнителей, а также автоматизацию процессов управления и выработку информационных каналов для сотрудничества с элементами инновационной инфраструктуры РИС и НИС.
3. Нормативно-правовое обеспечение. Включает всю совокупность нормативной документации, формализующей и регламентирующей бизнес-процессы инновационной системы, а также деятельность ответственных исполнителей. Кроме того, обеспечивает получение патентов и конфиденциальность коммерческой тайны.
4. Организационно-правовое обеспечение. Представляет собой формализованные бизнес-процессы, построенную в соответствии с бизнес-процессами и операциями организационную структуру инновационного подразделения, а также регламентирует информационные потоки между подразделениями.
5. Кадровое обеспечение. Имеет целью поиск персонала в рамках предприятия и во внешней среде, его обучение и горизонтальную ротацию для повышения творческого потенциала.
Для успешной работы ИСП необходимо тесное взаимодействие инновационного отдела (обеспечивающего функционирование ИСП) с отделом, разрабатывающим новые продукты (маркетинговый отдел, отдел развития и др.).
В рамках проекта стратегии РФ в области развития науки и инноваций уже сейчас можно говорить о необходимости создания ИСП, направленной на следующие меры государственной поддержки:
- Получение долгосрочных кредитов на инновационные проекты по низким процентным ставкам, субсидируемым государством.
- Ориентацию на нулевые таможенные пошлины на экспорт высокотехнологичной продукции и общее снижение налоговой нагрузки.
- Использование государственной поддержки в процессе сертификации продукции и выхода предприятия на внешние рынки.
На настоящий момент нельзя говорить о проектах внедрения инновационных систем на отечественные предприятия. Ещё предстоит разработать соответствующую методологию и алгоритмы разработки и внедрения подобных систем. Однако заняться этим следует в ближайшее время, пока Россией не упущен момент для инновационного прорыва и занятия достойного места среди мировых технологических держав.
1. Министерство образования и науки Российской Федерации Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 г. - Москва, 2006
2. Sverker A., Staffan J., Soren S., Christer O. Teknlic N. Corporate Innovation Systems - Goteborg: Chalmers University of Technology, 2000
#инновации, #инновационная система, #наука, #мысли, #менеджмент