Посмотрел я "Дневной дозор". И мне фильм очень понравился! Лучше раза в три, чем "Ночной" и вообще, пожалуй, один из лучших фильмов нашего кино.
Отличные спецэффекты, хорошая и близкая мне идея (про существование "иных", а не про борьбу тьмы со светом).
Не зря на фильм таким валом идёт самый разношёрстный народ. Правда, большинство не врубается, о чём фильм. Особенно это касается старших.
Конечно, чтобы понять, нужно быть хоть вскользь знакомым с идеей иных и иной реальности (сумрака). Хорошо бы ещё заранее побывать в Москве, чтобы разрушения выглядели не по-голливудски, а по-родному :)
А вот стоит ли читать заранее книги Лукьяненко - спорный вопрос...
Так вышло, что я сначала посмотрел оба фильма, а потом прочитал все четыре книги про дозоры.
Надо сказать, что несмотря на название второго фильма, он поставлен всё же по первой книге, по ночному дозору. Вообще от второй книги, "дневного дозора", в фильмах используется только история с ведьмой, занимающейся приворотом. Правда, в книге она не Городецкому помогает, а совершенно незначительному персонажу Наташе.
Всё остальное в фильмах - из первой книги и из дополнений. Кстати, сценарий к фильмам написан Эрнстом и Лукьяненко. Так что не стоит рвать горло и кричать: "как только Лукьяненко мог допустить такую экранизацию!". Он не только допустил, он же принимал активное участие в ней.
А фильмы получились хорошими :) Пусть немного смешными и ироничными. Но как раз то, что нужно для кинотеатра!
В первых двух книгах Антон Городецкий - не самый главный герой. Он всего лишь один из персонажей. Наравне, скажем, с Гесером, Алисой Донниковой, Виталием Рогозой (про этого в фильме нет ни слова).
Но фильм невозможно сделать интересным для неподготовленного зрителя (а кассовость фильма предполагает то, что его будут смотреть не только фанаты Лукьяненко, но и "люди" :) без главного героя. Которым Городецкий и стал.
Вообще-то в оригинале Городецкий не ходил к ведьме затем, чтобы она вернула ему жену. И Егор - ни его сын, а простой паренёк, не склонный ни к светлым, ни к тёмным. Городецкого же инициировал Гесер случайно во время проведения практических занятий со студентами-светлыми :)
Единственный момент, в котором фильм мне не понравился - концовка с использованием мела судьбы. Совершенно выделяется из общего настроения фильма - такой спокойный конец.
Кстати, в книге мел судьбы совсем не связан с Тамерланом и используется не не пойми как (а в фильме для него вообще-то особой цели не было :)))), а для переписывания судьбы Светы.
Забавный момент - звонок Городецкого по телефону в Самарканд Алишеру :) В книгах Алишер при первом же своём появлении уже в Москве и в Самарканд ездил с Городецким только в последней книге. Зачем понадобился сценаристам именно Алишер в Самарканде? Зачем понадобилось создавать видмость давней дружбы Антона и Алишера? Всё равно же эта линия никак не развилась :) Если только уступка фанатам, типа, "в книге же был Алишер, пускай мелькнёт и в фильме".
Конечно, настроение фильма и книги заметно отличаются.
Ведь про что фильм? Дозоры соперничают друг с другом по поводу мелких улинчных происшествий. Там-то вампир без лицензии попил крови... Там-то иные нарушения... В общем-то рядовая работа. И попытки предотвратить великую битву после рождения великого иного (которой так и не произошло, потому что Городецкий переписал свою судьбу :).
Первые же две книги - это сплошные интриги Гесера и Завулона. "Фигня" с воронкой над головой Светы, Егор, мелок - всего лишь части хитрой головоломки и шаги по получению решающего преимущества одного из Дозоров над другим.
Впрочем, третья и четвёртая книги (кстати, только в них подробно говорится о вампирской семье соседей Городецкого) - уже не блещут сложными интригами. Это уже просто простенькие рассказы о постепенной "прокачке" Городецкого до уровня Высшего мага и успешной борьбе... Нет, не с Тёмными! С Подлецами, строящими всемирные заговоры :)))))
Так хорош ли фильм после книги?
Несомненно! Это сжатый и насыщенный спецэффектами кусочек из идеи Лукьяненко. Пусть несколько переиначенный, но передающий кое-какие мысли автора.
Сравните экранизацию с двумя другими - Мастером и Маргаритой и Властелином колец.
Мастер и Маргарита. Всё ровно по книге. Без дополнений. Неинтересно. Ничего нового. Экран неиспользован на все 100%. Похоже на семейную съёмку пикника и голос за кадром "а ещё мы ели шашлыки" (тут в кадре должен появиться мангал) "и плавали в реке" (а тут - река). Снимали бы дозоры по книге - получилась такая же бы пустышка. И я резко против такого подхода.
Властелин колец. Очень долгий фильм. Гораздо дольше, чем дозоры. Было бы лучше, если бы дозоры были подробней и без изъятий из книги? Если бы подробно рассказывалась вся система про иных, сумрак, дозоры и инквизицию? Не стало бы лучше. Зрители бы уснули на середине фильма - не всем интересны отличия одних заклятий от других. А кому интересны - смотрят по СТС "Зачарованных" :)))
Так что фильм получился как раз в точку! И для всех, и хороший :)
Вот что отравляет в фильме после прочтения книги - так это исполнительница роли ведьмы Алисы Донниковой - Жанна Фриске.
Вообще она не подходит на эту роль. Совсем. Слишком стара и слишком сильно выглядит как обычная баба. Неженственна абсолютно.
И хотя в фильме её роль особо непримечательная - так, случайная любовь с Костей, разрыв с Завулоном... Всё это нисколько непрочувствованно в фильме.
По книге Костя к Алисе никакого отношения не имеет. Алиса действительно любовница Завулона. Ей посвящена отдельная история во второй книге. Пожалуй, самая романтичная, и самая близкая моему случаю :)
Завулон отправляет Алису набраться силы в Артек. Алиса лишена силы совсем и не может отличить человека от иного. При этом она влюбляется в Игоря, тоже пионервожатого :). После бурной ночи и восстановления способностей иной Алиса понимает, что Игорь - светлый.
После чего происходит дуэль, на которой Алиса погибает. Впрочем, Игорь предстаёт перед Инквизицией. Хотя он и был оправдан в силу его использования в интриге Завулона, сам он развоплощается в сумрак.
Кстати, на суде Алиса была ревоплощена, по-нашему, воскрешена, но временно, для дачи свидетельских показаний :))))
На шестом уровне сумрака они уже жили вместе, но несчастливо. Поскольку шестой уровень сумрака - не настоящий мир, а его иллюзия. И все предпочитают умереть, а не оставаться там вечно.
В общем, но роль Алисы нужно было брать девушку лет 25-28, красивую, но не с такой выпирающей сексуальностью. Явная недоделка тут :)
Он, конечно, не мега-писатель. Текст уж слишком простой и даже не дотягивает до уровня Дэна Брауна. Стиль похожий, но не столь притягательна его книга. Хотя ей тоже зачитываешься :)
А вот те, кто говорят, что в каждой новой книге Лукьяненко всё больше надстраивает систему и в результате сам запутывается в ней - нерпавы. Система стройная от начала до конца, сам проверил :)))
Как развивалась судьба героев фильма в книгах:
Антон Городецкий. От слабого мага с натяжкой до второго уровня стал Высшим (правда, случайно) и побывал на всех 7 слоях сумрака. Женился на Свете (которая доросла до великой волшебницы), у них родилась дочь Надя - абсолютная волшебница.
Костя (вампирчик-сосед). В отличие от фильма не глупо погибает, вступив в схватку с Завулоном, а при попытке обратить всех людей в иных погибает в скафандре в космосе :))) Смешно, не правда ли? :)))))
Отец Кости, Геннадий. Отношения к убийствам деревянным клинком не имеет. После развоплощения Кости (убийства) и самоубийства из-за горя жены обозлился на весь свет и задумал воскресить всех иных. Развоплощён (=отправлен на шестой уровень сумрака), а потом умертвлён Городецким вместе со всеми развоплощёнными ранее.
Семён (этот водил аварийный зил и был убит осколком двигателя). Ныне здравствующий опытный маг.
Тигрёнок. Погибла в схватке с "Зеркалом мира" Виталием Рогозой по тупости Гесера. Позже умерщвлена Городецким с шестого слоя сумрака навсегда.
Гесер, Завулон - как были, так и остаются главами московских дозоров.
Ольга (та, что в сове была). Оказалась давней любовницей Гесера. После внесения изменений в книгу судьбы Светланы полностью реабилитировалась и стала высшей волшебницей.
Вместе с Гесером Ольга нашла их забытого сына Тимура (которого сделала иным некая ведьма Арина, в фильме никак не проявившаяся). За счёт интриги с инквизицией удалось сынишку обратить на сторону светлых.
Алишер. Ныне здравствуюший несильный маг.
Егор. Неопределившийся иной 6-7го уровня. Зарабатывает жонглёрством.
Про ведьму-приворотницу ничего не слышно :)
Немножко про сходство идеи с кастанедовской :)
Сумрак - это иная форма реальности. К примеру, четвёртый уровень сумрака соответствует кастанедовским песчаным дюнам. Войти в сумрак можно войдя в свою тень или, говоря по-кастанедовски, сместив свою точку сборки :)
Хотя сам Кастанеда отрицательно относился к существованию древних видящих - как то магов, ведьм, а также магических предметов (артефактов), он не отрицал их существование. Просто считал, что они пошли не в том направлении развития. Лукьяненко наоборот считает, что иные должны обязательно быть свелтыми и тёмными. Хотя описывает случаи существования неинициированных иных (таких, как Кастанеда :)
Очень похожа идея о существования самих артефактов. И Кастанеда, и Лукьяненко утверждают, будто бы в самих вещах нет и не может быть силы. Силу вещи придаёт маг или место силы.
#рецензии, #фильмы, #мысли, #кастанеда, #книги, #магия