В течение последних полутора лет интернет переживал момент своего преображения - с одной стороны, количество пользователей сети достигло такого уровня, что определяющими стали процессы, аналогичные происходящим на телевидении и радио. С другой стороны, многие говорят об эпохе "веб 2.0". Как это может сказаться на интернет-бизнесе в ближайшее время - читайте ниже.
Термином "веб 2.0", придуманным Дэйлом Догерти и популяризованным Тимом О’Рейли в сентябре 2004 года, принято обозначать новое поколение интернет-сервисов, бурно развивавшихся в течение 2005-2006 годов.
В общих словах "веб 2.0" – это совокупность сайтов, позволяющих пользователям:
- Создавать контент (писать записи в блоги, статьи в википодобные сервисы, размещать свои новости, фотографии, видео)
- Объединяться в социальные сети, искать друзей по интересам и прежним знакомствам
- Принимать активное участие в оценке контента, созданного другими пользователями
С другой стороны, веб 2.0 – это совокупность технологий и приёмов сайтостроения:
- Новые веяния в дизайне (светлые пастельные тона, фон, сходящий на нет, управление вниманием пользователя через размер шрифта, отсечение ненужной мишуры и концентрация внимания пользователя на контенте)
- Новые технологии программирования (AJAX, RSS)
- Повышенное внимание к тегированию информации (создание метаинформации, облаков тегов).
Всё, что сейчас понимается под словом "веб 2.0", успешно существовало в интернете до 2004 года – были и блоги, и социальные сети, давно существовала Википедия, AJAX и RSS. Другое дело, что в 2005-2006 годах произошёл перелом в сознании создателей сервисов. Количество тех, кто решил объединить все эти технологии в одном месте, стремительно возросло - появился повод говорить о том, что сейчас интернет переживает эпоху "веб 2.0".
Как только сайты в стиле "веб 2.0" начали набирать бешенную популярность, многие веб-издатели переориентировались на создание "вебдванольных" сервисов. До сих пор в интернете наблюдается тенденция к бездумному копированию идей, клонированию сервисов, схожих до неразличения. Пока такое поведение интернет-бизнесменов оправдано – пользователи, почувствовавшие, что им предлагается нечто совершенно новое, готовы еженедельно регистрироваться в новой социальной сети и искать там тех же своих друзей, активно комментировать одни и те же новости на нескольких сайтах–аггрегаторах.
Однако бездумное воплощение "вебдванольных" идей, воплощение концепций ради самих концепций обречено на неудачу в будущем. Социальная сеть, создаваемая только лишь ради того, чтобы она была создана, не сможет быть популярной долгое время. Сервисы, создаваемые ради самих себя не имеют чётко выраженного плана получения дохода. Абсолютное большинство "вебдванольных" сайтов убыточно.
Бытует мнение, что "веб 2.0" - это мыльный пузырь 2.0, когда он лопнет – наступит новый кризис интернет-коммерции, аналогичный кризису 2000 года. С той лишь разницей, что тогда инвесторы вкладывали свои миллионы в любые сайты, которые собирались что-то продавать, а теперь они вкладывают деньги в любые сайты, которые собираются вовлекать аудиторию в процессы онлайн-социализации.
Поэтому, вероятнее всего, нынешний, 2007 год, будет годом больших разочарований в недоведенной до ума идее нового поколения интернет-сервисов. 90% социальных сетей, блог-сервисов, виджетов и аггрегаторов уйдут в небытие. Остальные выживут только за счёт радикального преобразования. Это-то и будет настоящей революцией, переходом от "веб 1.0" к "веб 2.0", но не многие это заметят.
Те сайты, которые захотят выжить, вынуждены будут серьёзно измениться. И это касается не только и не столько изменения идей получения дохода, сколько концепции отношения к пользователю. Сейчас всем понятно, что пользователь – это тот, ради кого создаётся сервис. Но при этом большинство забывает, что пользователю должен быть интересен сервис. И не красивой идеей, на которую можно посмотреть в течение недели, восхититься и забыть. Сервис должен быть интересен пользователю ежедневно. Никто не будет каждый день в течение года искать новых друзей в социальной сети – ни у кого нет такого количества друзей. Никто не будет долгое время читать новости на всех красивых сайтах. Сервисы войдут в период острой конкуренции друг с другом. И выиграет в конкурентной борьбе не тот, кто предложит ещё более оригинальную концепцию, а тот, кто на основе уже созданной концепции (будь то блог, социальная сеть или вики-сервис), сможет создать механизм многократного привлечения пользователя.
Блоги, социальные сети должны научиться использовать огромный потенциал своей аудитории и создаваемого ей контента.
До сих пор крупнейший блог-сервис livejournal не предлагает простого и удобного поиска по своим же блогам! В него до сих пор не интегрирована идея о социальной сети – сообщества ограничены только первым кругом друзей.
Известнейшая в Рунете социальная сеть odnoklassniki.ru как была создана в марте 2006 года, так до сих пор не претерпела никаких изменений. Люди найдут своих одноклассников и уйдут! Дайте им повод задержаться, а себе – возможность заработать.
Можно выделить несколько направлений, по которым будет происходить развитие "вебдванольных" сайтов в ближайшее время:
- Произойдёт коммерциализация тех сайтов, которые смогут предложить пользователям нечто большее, чем простое объединение по интересам, просмотр чужих текстов, фотографий или видеозаписей.
- Вместо объединения пользователей в сообщества на первое место выйдет задача организации взаимодействия объединённых пользователей между собой внутри сообщества и между сообществами.
- Усилится влияние коллективного разума. От создания энциклопедических описательных статей люди перейдут к активному влиянию на отбор информации из интернета. Уже сейчас люди сами выбирают те новости, которые читают. В будущем они будут сами выбирать сайты, которые будут отображаться на первых местах в поисковой выдаче. Возможно, пользователи сами будут определять, что из истории человечества им помнить, а что – нет.
- Произойдёт дальнейшее развитие виджетов – микросервисов, призванных удовлетворять какую-либо компьютерную потребность пользователя в онлайне (самый яркий пример – коллективное редактирование документов в режиме "онлайн").
Всеобщая эйфория по поводу преображения интернета привела к закономерной идее – чем регистрировать на каждом сайте нового пользователя, одному и тому же человеку гораздо удобнее было бы везде пользоваться одним и тем же аккаунтом (технология OpenID). Однако развитие такой технологии противоречит самому духу интернета – анонимности пользователей. В сознании большинства тех, кто стоял у истоков сети, интернет – это воплощение человеческой свободы.
Технологии, подобные OpenID в сочетании с повсеместными системами сбора статистической информации, логами интернет-провайдеров, отчётами по рекламным кампаниям – мощная сила по разоблачению Вашей анонимности. Можно ли на 100% доверять создателям такой технологии, которая позволит точно знать, на какие сайты именно Вы заходите, что на них делаете, о чём общаетесь с друзьями? Не ваш виртуальный герой, за которым непонятно, кто стоит, а именно Вы!
Можно ли доверять многочисленным виджетам, предлагающим работать над своими документами в онлайне? Не произойдёт ли незаметной утечки информации?
Можно ли доверять информации, отобранной большинством? Если с большинством заранее проведена идеологическая работа, неугодные большинству важные новости не пробьются через стену общественной цензуры.
Что же определило наступление эпохи "веб 2.0". Определили её сами интернет-пользователи. Которых стало слишком много. В какой-то момент интернет перестал быть откровением для фанатиков и стал "попсой". Развитие интернета стали определять те же процессы, которые определяют развитие популярных телепередач, популярной музыки.
Популярнейший портал myspace.com – неудобный дизайн, навязывание анимации и звуков, огромное количество других просчётов. Но он нравится большинству. А большинство готово к поглощению безвкусицы.
Возврата назад больше нет. "Веб 2.0" - это ориентир для всех интернет-бизнесменов, подразумевающий удовлетворение интересов большинства. Это ностальгия по прошлому с его уникальными сервисами и большие возможности для будущего. Это простая и неинтересная задача разработки стандартного продукта, удовлетворяющего массы.
Интернет родился. Начались трудовые будни.
#веб20, #интернет-бизнес, #интернет, #попса