Успешное управление компанией - залог успеха бизнеса в целом. Залог успешного управления, в свою очередь, - применение современных технологий менеджмента, а также эффективное использование ресурсов управления. Обычно под важнейшим ресурсом управления понимается субъект управления - менеджер, осуществляющий руководство компанией и обладающий опытом, знаниями, информацией. Он должен отдавать распоряжения подчинённым и получать от них информацию по каналам обратной связи. Чем эффективнее (быстрее и надёжнее) работает информационный канал, тем выше успех управления
Таким эффективным каналом является сеть интернет. В России глобальные сети доступны уже 10 лет, однако в управлении компанией они используется пока нечасто.
В управленческой деятельности любой менеджер сталкивается с двумя пространствами: с внутренней средой компании (производственные и бизнес-процессы, персонал) и с внешней средой (поставщики, потребители, конкуренты). Рассмотрим, как сеть интернет может использоваться во взаимодействии с внешней средой компании.
Основные поставщики компании выбираются на стадии планирования бизнеса, а также в процессе производства и/или продаж. Зачастую количество предложений от поставщиков велико и нет времени ознакомиться со всеми предложениями - созваниваться, встречаться, вести переговоры. Использование сети позволяет быстро находить возможных поставщиков и сравнивать их предложения с небольшими затратами времени. В процессе производства и/или продаж сеть интернет позволяет оперативно решать возникающие вопросы (возможно даже использование совместной базы данных, оперативное формирование заказов и отслеживание поставок, что сокращает время и риски поставок).
Для успешного планирования выпускаемых товаров и услуг, их ассортимента и объёма сбыта необходима информация о потребителях. В дополнение к традиционным методам сбора информации можно использовать веб-сайт компании как площадку для сбора статистической информации о клиентах (анкетирование онлайн), а также собирать информацию в тематических форумах, где потенциальные клиенты без принуждения и бесплатно высказывают своё мнение относительно улучшения товара или услуги. Конечно, профиль клиентов компании, использующих для контактов сеть интернет, будет отличаться от общего профиля целевой аудитории в силу того, что пользователи сети имеют образование выше среднего и достаточно молоды - важно учесть это при экстраполяции данных маркетинговых исследований на других клиентов компании.
Сеть интернет предоставляет широкие возможности для изучения конкурентов компании - сегодня практически любая успешная компания имеет свой сайт. А на сайте обычно содержится информация по предлагаемым товарам и услугам. При детальном анализе новостей, анонсов, отчётов можно выявить сильные стороны каждой компании-конкурента, а это база для принятия стратегических решений в области конкурентной борьбы. Для быстрой и дёшевой количественной оценки доли конкурентов на рынке может использоваться статистика посещаемости сайтов конкурентов, количественные параметры поисковых запросов (статистика "Yandex.Direct") и положение сайтов конкурентов в результатах поисковых запросов. Анализ этих данных позволяет моделировать действия компании по продвижению своих товаров и услуг на рынок - сначала и прежде всего на интернет-сегмент, а в случае успеха и на другие сегменты рынка. Получение информации о товарах-заменителях и сопутствующих товарах (услугах), которая зачастую неочевидна, может быть легко получена в поисковых системах сети интернет.
При взаимодействии с внутренней средой компании компьютерные сети могут использоваться как быстрый двусторонний канал передачи информации между субъектом и объектом управления. Управляющее воздействие также может быть передано через сеть интернет и в случае, когда непосредственный контакт невозможен. Используя электронную почту и службы мгновенного обмена сообщениями, можно контролировать ход выполнения распоряжения в реальном времени. Быстрое получение отчётов позволяет ускорить принятие управленческих решений, а контроль выполнения распоряжений позволяет быстрее достигать поставленных задач и целей.
Помимо роли сети интернет в качестве быстрого информационного канала, с её помощью можно обеспечить справочно-методическое обеспечение управленческой деятельности. Менеджер может легко найти в сети интернет требуемую методику, статью или книгу на заданную тему. Он также может получать информационные рассылки по интересующим его рынкам.
Сеть интернет как ресурс управления является системой, которую можно представить на схеме
Текст статьи опубликован в журнале "Менеджмент в России и за рубежом", №3 за май-июнь 2005 г.
#интернет, #менеджмент, #наука, #яндекс