на главную
контакты
блог
что я могу

Мой первый полёт на Яке

В минувшую субботу, как и собирался, я отправился на аэродром и совершил свой первый полёт в кресле.. нет, не второго - первого пилота ))) И хотя самолётом большей частью управлял, конечно, не я, но и мне довелось испытать на себе всю прелесть полёта, создаваемого собственными руками. Но обо всём по порядку.

На аэродром в Гостилицы, в гости к Невскому аэроклубу, мы отправились с моей подругой Ириной. Выехали около полудня, предварительно позвонив Сергею Иванову, чтобы уточнить, совершаются ли сегодня полёты. Ехать вроде как и недалеко - 60 километров от центра Питера, но по петергофскому шоссе. А там пробки, к сожалению ). Но мы, стоически перенеся жаркий полдень в пробках, таки добрались до Петергофа и свернули налево, после чего в результате некоторых манипуляций оказались на гостилицком шоссе. Выручал нас gps-навигатор, но в принципе там и так не сложно ехать.

Дорога на Гостилицы в целом хорошая - отдельные ямы не портят общего скоростного режима ). И всего два населённых пункта. А вот за самими Гостилицами нужно быть внимательным - практически сразу налево под острым углом уходит грунтовая дорога. Туда и нужно свернуть. Кстати, там висит указатель, но я его не сразу заметил - пришлось разворачиваться. Грунтовая дорога немного разбитая, особенно в районе лесозаготовки - на легковушке там лучше не сбавлять скорость, чтобы не завязнуть. А в целом ехать просто - негде там потеряться ).

Аэродром производит милое впечатление - несколько самолётов, несколько машин, снующий туда-сюда народ. Примерно поровну - пилоты, обслуживающий персонал, и те, кто покататься ).

На лётном поле стоят самолёты. Некоторые - зачехлены и привязаны, чтобы ветром не сдуло..

Некоторые вполне себе в полётном положении, готовы к покатушкам ).

Атмосфера на аэродроме - дружелюбная, но без американского подлизывания. Никто к тебе не подбегает, нужно самому сориентироваться и найти человека, который тебя на самолёт посадит. Ну мы сориентировались без проблем, пошли прямо в сторону диспетчерского столика, да там о себе и заявили. Кстати, диспетчер действительно сидит за столиком, пластмассовым таким, как в кафе. И зонтик над ним, чтобы не жарко ).

В общем, попросили нас подождать, пока кто-нибудь освободится. Я раньше читал отчёты предыдущих счастливчиков, добравшихся до неба, поэтому рассчитывал, что в выходной ждать, возможно, придётся часа два. Ну да меня хлебом не корми, дай на самолёты посмотреть, так что я бы и все шесть подождал ))).

Пока стояли, туда-сюда взлетали и садились самолёты.

И даже дельтаплан:

Попутно я слушал переговоры диспетчера с бортами. Всё просто и понятно ). Борта докладывают, где находятся, да запрашивают стандартные разрешения - предварительный, исполнительный, взлёт, посадку, выход в зону, вход в круг, ну и т.п.

Не успел я на всё это лётное великолепие насмотреться, нас уже направили в сторону недавно прилетевшего Як-18т, на котором нам и предстояло лететь.

Подошли к самолёту, в нём сидит инструктор и обучаемый. Инстуктор что-то втолковывает про то, что на взлёте не стоит сильно задирать нос вверх. Ну мы пока постояли, пофотографировались:

Потом пилот позвал нас в самолёт, а сам удалился передохнуть. Не теряя времени, решил сфотографировать приборную панель. Несильно она отличается от виртуальной, в симуляторе. Всё просто, понятно и удобно. Только над некоторыми тумблерами автоматической защиты сети нет надписей (на левой фотке - в нижней части под штурвалом).

Многие не знают, а самолёт весьма активно управляется педалями. Причём они не являются газом или тормозом, как в автомобиле - они помогают устанавливать направление движения самолёта. На земле отвечают за руление, в воздухе - за согласованный крен без скольжения.

А вот газ управляется рычагом управления двигателем - РУДом. Он жёлтый. По бокам от него - открывание и закрывание створок капота (таким образом регулируется температура головок цилиндра и масла - всё вручную). А в центре чёрный рычажок - шаг винта. На взлёте и посадке он должен быть минимальным, а в полёте ставят 70%.

Осмотрев приборную панель, пристегнулись и друг друга сфотографировали )

Пилот подошёл в тот момент, когда я объяснял Ирине, какие приборы зачем нужны ). Сказал, что раз я такой умный и всё уже и так знаю, чтобы двигатель сам заводил )). Я малость опешил, но не растерялся и под его контролем запустил двигатель, открыв кран воздушной системы, переключив некоторые АЗС во включённое состояние и нажав кнопку запуск, с одновременным переводом рычажка магнето в позицию "1+2" ). Очень собой доволен ))). Не зря летал в симуляторе на этом же самолёте.

Двигатель обязательно необходимо прогреть. Алексей (так зовут нашего пилота) рассказывает попутно, что да как. Поскольку в салоне шумно, нужно надеть наушники и включить переговорное устройство. Одинаковый звук идёт на все наушники, в том числе и нашей милой пассажирке ). А вот переговариваться можно только с пилотских сидений, нажимая и удерживая кнопку переговоров.

Ну и всё, покатились. Алексей запросил у диспетчера разрешение на занятие предварительного. Разрешили. Поворачивается самолёт педалями, помочь в повороте можно тормозами. Тормозная гашетка находится под штурвалом. На предварительном нам сразу же разрешили и исполнителный, так что мы быстренько выехали на полосу и покатились к торцу, развернулись:

На исполнительном старте Алексей проверил готовность всех систем к взлёту - температуру двигателя и масла, давление бензина и воздуха, напряжение бортовой сети, установку высотомера. Прожёг свечи на повышенных оборотах, запросил разрешение. Получив разрешение, сказал мне переводить РУД во взлётный режим, накрыл мою руку своей и так мы и взлетали, держа РУД вдвоём ). Штурвалом и педалями управлял Алексей, я зачаровано смотрел, как плавно сначала поднялся нос, а потом и задние колёса оторвались от полосы и мы полетели!

На высоте 150 метров - первый разворот. Коробочка тут левая, но мы недолго разворачивались, а сразу ушли в зону в сторону Ропши. Зона - это полётный участок, где самолёт может производить свои манёвры не только на трассе. В это время в зоне не может быть других самолётов.

Поднялись на высоту 300 метров, и Алексей отдал управление мне, сказав выдерживать направление и высоту. Я привык по приборам ориентироваться, поэтому высоту по вариометру держал легко. А вот с курсом было сложнее, самолёт сносило, а резкие крены я заделывать не хотел ).

В это время Ирина рассматривает пролетаемые домики )

Недолетев Ропши, поворачиваем направо на Кипень в сторону озера. Ну и вообще Алексей выделывает виражи в разные стороны под углом до 45 градусов )).

Долетели до озера и летаем над ним ). Алексей показывает повороты в сильных кренах ). Очень интересные ощущения. Самолёт нисколько не думает сваливаться на крыло ).

Над озером мы сделали два круга ). Высота 250-300 метров ). Интересно, каково там живётся людям, если у них по выходным, а иногда и в будни самолёты над головами летают )))).

Но виражи - это ещё не вся программа ). Дальше были горки. Задорно улыбнувшись в сторону Ирины и незаметно для неё Алексей жестами спросил у меня: "Ну что, покатаемся на горках?". На что получил согласие ))). И самолёт незамедлительно устремился носом к земле, а потом вверх. И снова вниз, с большей амплитудой ). Ощущение почти невесомости - это что-то невообразимо приятное ).

Дальше пошли из зоны к аэродрому в горизонтальном полёте. Снова я рулил ).

Заходим на полосу. Очень она короткая )

Алексей говорит: "Сейчас пройдём". Это означает, что он будет выполнять элемент высшего пилотажа - проход над полосой на минимальной высоте без выпуска шасси.

Сразу после полосы резкий рывок вверх и охренительный крен 60 градусов в левом развороте!!! Я слышал, что бывают такие крены, но чтобы на взлёте!

И опять самолёт не сваливается - наоборот уверенно набирает высоту! После подъёма уже не стали долго летать - быстренько выполнили схему захода по коробочке, выпустили между вторым и третьим разворотом шасси. После третьего Алексей доложил диспетчеру о готовности к посадке, получил разрешение, и не откладывая дело в долгий ящик, на небольшом удалении от торца совершил четвёртый разворот и мягко приземлил наш Як-18т обратно на землю ).

На посадке пилот очень активно работал штурвалом и педалями, самолёт ехал строго по осевой. А вот нос он держал поднятым довольно долгое время, в результате мы съехали с асфальтированной полосы и покатились по грунтовке ). Но поле укатано, так что даже несильно трясло. Интересно, а Як-18 в принципе способен остановиться только на бетонке в 400 метров?

Разворачиваемся, снова выезжаем на ВПП, докладываем диспетчеру, получаем разрешение на заруливание на стоянку. При этом на предварительном стоит другой самолёт, и диспетчер разрешает ему исполнительный ). Думаю: "Он что - не видит что ли, что у нас траектории пересекаются?" ). Но ничего, тот самолёт быстренько свернул налево, так что нам не пришлось тормозить ).

Зарулили аккуратно на стоянку, заглушили двигатель. Вот он наш пилот, спасибо ему большое за незабываемые впечатления от полёта!

На прощание мы ещё пофотографировались рядом с самолётом:

Очень сексуальная фотография: )))

Вот он - красавец Як!

Думаете всё? Как бы не так! Благодаря самоотверженному оператору Ирине и скромному монтажёру - Вашему покорному слуге - у Вас есть возможность оказаться в нашем полёте рядом с нами, посмотрев замечательное видео ознакомительного полёта:

7BsV1aa8lxY

Захотелось полетать? Всю информацию о полётах, цены, проезд, расписание Вы найдёте на сайте Невского аэроклуба - vzletim.ru

#самолёты, #полёты, #ненормальность, #образ жизни, #отдых

Антон Павлов, 21 июля

Комментарии

Александр Лобанович
Опупенно круто! И спасибо за ссылку на взлетим.ру! =)
19:09, 3 августа 2008
Нина Иванова
прочитала впечатление о полёте - великолепно написано и прекрасно подан материал! Браво!
17:08, 7 сентября 2008
анатолий
На снимках не Кипень, а Ропша. После: "не думает сваливаться нарыло" фабричный (слева) и Артемьевский (справа) пруды, второй снимок: север Ропши, третий: Большие Горки, шестой: Нижняя Кипень и садоводство "Колос" около Кипенского пруда. А самолёты над головой не мешают. Здесь заходят на посадку в Пулково, Иногда тренируются вертолёты, которые часто проходят по низине, так, что из окон смотрим над винтами. Но в Питере машины гудят громче
15:37, 27 марта 2013
Леон
За тучами неба мильйон на мильйон, Лети - не хочу, не чурайся, Ну что, наступает наш лётный сезон, Не можешь - научим, старайся. Когда увидишь облака над головой, Упрёшься каблуками в небо, Не нужно ни вина, ни хлеба, Залучить бы солнышка удой. Закручена спираль и снова на подъём, В пике, чуток левей и падай в штопор, Педали в пол, вираж, и тело влом, Но ни к чему сегодня доктор. Когда увидишь облака над головой, Упрёшься каблуками в небо, Не нужно ни вина, ни хлеба, Кричи во всю, а лучше пой! И выльютя потоки из дрезин, А значит вновь не соберутся тучи, Выныриваем снова из глубин, Пусть брызжет на фонарь и дождь колючий... Штурвал к себе и значит в высоту Стремим скорей своё начало, Ах, самолёт-дружище, снова на посту, Ложимся на крыло, что заурчало? За тучами неба мильйон на мильйон, Лети - не хочу, не чурайся, Уже наступил и наш лётный сезон, Летим? Что, боишься? Мужайся!
09:33, 29 апреля 2013
толя
Не были вы над Кипенью. Только над Ропшей. А шум от самолётов меньше, чем от машин под окном.
10:57, 21 января 2014

Оставьте свой комментарий