В Северобайкальске подъём был намечен на восемь утра. Здесь у нас по плану были целые сутки на осмотр города и озера Байкал, но само озеро хотелось пофотографировать на рассвете. Поэтому, укутавшись потеплее (администратор сказала, что на улице -33), пошли в направлении озера Байкал.
Долго идти нам не пришлось, практически сразу за воротами гостиницы спуск к озеру:
Спустившись, оказались на распутье - идити влево по какой-то запруде или дальше через посёлок на оконечность мыса. Решили пойти через посёлок.
Не знаю, живёт ли здесь кто-то зимой - дома производят впечатление летних дачных домиков, не приспособленных для лютых морозов да ещё на берегу Байкала. С другой стороны они все стоят плотно прижатыми друг к другу, может, это как раз для сохранения тепла?
Уже в самом конце посёлка откуда-то выбежала голодная собака ). Ну а мы забили на неё и свернули в сторону самого озера, откуда открылся вот такой прекрасный вид на предрассветный Баргузинский хребет:
Было действительно холодно, ещё и ветер дул, так что мы не рискнули идти по льду на само озеро, а ограничились ещё несколькими кадрами и ретировались в гостиницу так и не дождавшись собственно рассвета )
Немного отогревшись решили, что пойдём завтракать мы в сам город. Заодно поищем книжные магазины и музей БАМа.
Жили мы южнее железнодорожной станции, так что чтобы в город попасть, нужно было дойти пешком до пешеходного моста через железную дорогу. У входа на него стоит такой прикольный камень:
Мы как раз с правой стороны пришли и можем заверить, что леса там нет ))).
Как я уже писал, местное разрешение ВСЖД мне так и не оформила, поэтому фотографировали мы вокзал Северобайкальска только с внешней стороны. Зато получилось очень красиво - в момент фотографирования как раз солнце всходило, и его лучи отлично подчеркнули прозрачность и лёгкость здания:
На привокзальной площади стоит памятник ленинградским строителям Северобайкальска, мои земляки этот город строили:
На перекрёстке решили остановиться и сделать фотографии Северобайкальска во все оставшиеся стороны. Это - на восток:
Это главный проспект - Ленинградский. Направление на север:
А это - на запад. Пожалуй, самое красивое здание в Северобайкальске (разумеется, после вокзала :). И свежее, что на БАМе - редкость.
Город Северобайкальск маленький, район, где стоят бетонные дома, можно обойти за 10 минут. Так что вскоре мы уже были на главной площади. Слева - здание администрации, а справа - дом культуры железнодорожников и какие-то ледовые замки для детей:
Как раз в этом доме культуры и располагается музей истории БАМа. Здесь нас тоже очень радушно приняли, но сам музей, конечно, не ахти. Всего один большой зал, причём в нём наставлено всего, и что к БАМу имеет какое-то отношение, и что совсем уж не имеет.. Но спасла дело сама экскусовод. Не особо останавливаясь на экспонатах, она около полутора часов рассказывала нам о людях, которые приезжали строить БАМ, рассказывала их личные истории жизни.
Мы с интересом, в общем-то, выслушали истории про то, как люди друг другу помогали добираться в глухие уголки тогда ещё не освоенной тайги. Как возили зарплатные деньги без охраны - тогда же ещё карточек не было, а шутка ли - многотысячной армии строителей деньги выдать. Как валились с ног и просыпались, обнаруживая в спальном мешке ядовитых змей, решивших погреться :). В общем, северобайкальский музей БАМа - это для тех, кто решит ощутить романтику стройки века. А конкретных же дат и цифр здесь не так много Вы услышите.
Экспонаты тут в основном передаются в музей из частных рук - кто что отдаст, то и выставляется. Так, на стене висит вот такая схема БАМа:
А это - доисторическая переносная телефонная станция. Обратите внимание на надпись "Помни! Противник подслушивает!":
Но несомненное достоинство музея - здесь Вам подробно расскажут про строительство северомуйского тоннеля. И сухую историческую справку дадут, и поделятся эмоциями с каждого этапа его строительства, от первых этапов проходки, аварии, унёсшей жизни целой бригады проходчиков, и до завершения строительства, торжественного открытия, поздравлений.
А ещё Вам обязательно предложат сфотографироваться рядом с БАМовскими знамёнами:
На этом наша культурная часть программы была завершена, и мы перешли к более насущным делам - поискам книжного магазина и какого-нибудь кафе. Книжных тут два, оба на Ленинградском проспекте. Ещё на главной площади есть огромный (в масштабах Северобайкальска) торговый центр, где есть буквально всё.
А вот кафе или бар мы так и не нашли. Порекомендованная экскурсоводом закусочная "горячие позы" была закрыта. Видимо, на всю зиму ). Пришлось нам возвращаться в гостиницу и есть там. По пути сделали ещё несколько фотографий. Слева - дорога в Усть-Кут (на запад). А справа - вид на восток от центральной площади.
Около вокзала, за железнодорожной поликлиникой стоит единственный паровоз, который на БАМе реально работал. Не то, чтобы он составы возил, нет. Он во время постройки посёлка Таксимо работал котлом системы отопления ))).
Ну и вид от паровоза на улицу, тянущуюся вдоль железнодорожной станции:
После обеда снова пошли на Байкал, чтобы получше всё сфотографировать. Несмотря на 28-градусный мороз, на озере играли дети - катались на санках с горки:
На этот раз мы твёрдо решили пройти по льду подальше от берега. Предстояло как-то перебраться через ледяные торосы:
На снимке ниже - Верхнеангарская котловина. Там, где горы спускаются в долину Верхней Ангары, проложены рельсы БАМа. Там же вдалеке Новый Уоян:
А это - мысовой тоннель и противообвальная галерея. Через них мы тоже вчера ехали на рабочем поезде, но уже темно было:
Вид на Северобайкальск с озера Байкал:
Под ногами такой приятный снежок и мелкие хрупкие кусочки льда. Когда идёшь по ним, они звонко отламываются и иногда даже образуется приятная мелодия ).
Ну а чтобы совсем всё было понятно, насколько тут красиво, и стоит ли сюда приезжать летом на отдых, вот видеопанорама:
Кстати, температура воды летом тут поднимается максимум до 17 градусов ).
Зато есть горячие источники, на которые можно съездить и зимой, и летом. Ближе всех - источник в Гоуджеките. Но местные все как один говорят, что гораздо лучше съездить на Дзелинду. Это по пути в Новый Уоян. У нас времени не было ни на тот, ни на другой, но к сведению мы приняли ). Про Дзелинду, кстати, мне ещё путеец в таксимовском рабочем поезде говорил.
И уже незадолго до наступления темноты сфотографировали станцию с юга:
Ну а вечером перед отправлением поезда в Красноярск зашли в вокзал. Честно говоря, северобайкальский вокзал мне понравился больше всех на БАМе. Он и снаружи симпатично выглядит, а внутри он отделан то ли мрамором, то ли под мрамор. В общем, очень привычно и красиво ).
Ранее в поездке:
- Рассказ первый. Питер - Москва - Хабаровск
- Хабаровск - город и вокзал
- Ловкий город Комсомольск-на-Амуре: музей СССР под открытым небом и первая точка на БАМе
- Восточный БАМ: Комсомольск - Ургал - Алонка - Февральск - Верхнезейск - Тында
- Восточный БАМ глазами молодой экимчанки
- Столица БАМа Тында. Тындинский музей истории БАМа
- Тында - Кувыкта - Ларба - Лопча - Чильчи - Хани - Таксимо
- Северомуйский обход
Далее в поездке:
- Последние километры БАМа. Красноярск
- Новосибирск. Дважды орденоносный центр Сибири
#путешествия, #железные дороги, #города, #ненормальность, #образ жизни, #отдых, #бам, #музеи