Рассказ о восточной части Байкало-Амурской магистрали был бы неполным, если бы я не попытался дать свою оценку настоящему этой дороги. Уверен, что многим было бы интересно узнать, а чем, собственно, сейчас живёт БАМ, рентабелен ли он? Как живут люди на БАМе? Доходит до того, что меня спрашивают, а есть ли там необходимые продукты питания! Поэтому я позволю себе небольшое лирическое отступление и сегодня расскажу Вам о восточном БАМе, руководствуясь мнением местной жительницы.
Думаю, что те, кто ни разу в жизни по БАМу не ездил, слабо себе представляют его географию, поэтому предварительно выкладываю карту Восточного БАМа - он проходит по двум субъектам федерации - Хабаровскому краю и Амурской области, начинается в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается в Тынде. Также на карте можно видеть не только саму железную дорогу, но и близлежащую территорию, что важно для ориентирования в моём дальнейшем рассказе.
Итак, пофотографировав вокзал и станцию Новый Ургал, по возвращению в вагон я обнаружил в качестве соседки милую девушку. Оказалось, что её зовут Надя и она - жительница Экимчана. Экимчан - посёлок с населением около тысячи людей севернее БАМа, до него железная дорога не доходит и можно туда добраться только на машине (см. карту выше).
Оказалось, что Надя едет к себе домой в Экимчан из Владивостока, где она учится в университете. Понятно, что напрямую в такую глушь добраться невозможно. Обычно она сначала едет в Благовещенск, а оттуда уже на машине - через Февральск в Экимчан. Автобусного сообщения там в принципе нет, а машина едет как только достаточное число пассажиров наберётся. Этого славного момента можно ждать несколько суток ).
Второй вариант - добраться поездами: кое-как доехать до Февральска, а потом тоже на машине. Тут "поймать" машину практически нереально, поэтому этот способ может быть реализован только если за тобой приедут. Ехать, кстати, не так уж мало, 6 часов по безлюдной тайге. Зимой это и вообще опасно - на морозе двигатель если заглохнет, то уже не заведётся. Если в таких случаях в течение нескольких часов-суток мимо не проезжает другая машина, то происходит трагедия.
Возвращаясь к поездам, если для жителей Комсомольска до Февральска добираться легко - сел на прямой Тындинский поезд и поехал, то вот для остальных - это геморрой. Больше на восточный БАМ ни один поезд не заезжает, поезда с Транссиба доходят только до Ургала, где нужно делать пересадку.
Сейчас по всему району ходит слух, что "РЖД" собирается запустить беспересадочные вагоны в поездах по маршруту Известковая (Транссиб) - Новый Ургал - Февральск. Но будет ли этот план осуществлён - большой вопрос. Как я писал ранее, в Ургале пассажиропоток на запад падает - отцепляют наоборот от поезда пустые вагоны.
Многие в Центральной России, наверное, думают, что на Дальнем Востоке севернее БАМа живут исключительно эвенки с якутами, которые не занимаются ничем иным, как оленеводством. А по ночам шаманят с бубнами. На самом деле это не так, тут гораздо больше русских (ну и вообще славян), и занимаются они тут практически тем же самым, чем занимаются обычные европейские люди. Так, в самом Экимчане люди занимаются следующими вещами:
- работают в администрации (Экимчан - районный центр)
- работают в милиции
- работают в здрвоохранении
- работают в школах
- работают на рудниках
- и есть даже менежеры по продажам ).
Однако мне кажется, что численность первой группы - бюджетников - знаичтельно выше остальных, поэтому в целом такие вот отдалённые посёлки, вероятно наполовину живут на самообеспечении, наполовину - получают бюджетное финансирование.
Видео: отправление поезда со станции Этыркэн
Сам Экимчан - довольно сносное для жизни место. Помимо неописуемой по красоте природы здесь можно купить (даже не достать, а просто купить :) все необходимые продукты. В школе есть интернет. Есть также стоматолог и роддом, так что даже для рождения детей не нужно ездить куда-то в более густонаселённые районы. В общем, с точки зрения социальной инфраструктуры тут всё хорошо.
Кстати, что касается охоты и рыболовства. Это отнюдь не способ выживания здесь, а, так же как и у нас - обычное мужское хобби ). Хотя, конечно, охота здесь, что называется, сама идёт к тебе - без ружья выходить в лес смертельно опасно - медведи кругом.
Вернёмся к железной дороге. Собственно, своему существованию она обязана не только стратегическим планам (второй выход к Тихому океану в районе Советской Гавани, плюс дублёр на случай неприятностей с китайцами) - в районе дороги сосредоточены богатейшие месторождения полезных ископаемых, причём некоторые залегают прямо на поверхности. Поэтому единственная сложность в их освоении - провести до места разработки дорогу (желательно именно железную) и потом набрать людей на работу. В частности, жители Экимчана работают на золотых приисках.
Видео: вид из окна поезда в районе станции Мустах
Однако, наполеоновские планы по освоению полезных ископаемых Сибири и Дальнего Востока - дело минувших дней. Сейчас нет средств на строительство соединительных веток "месторождения - БАМ". Поэтому основное сырьё здесь - лес. Всё просто: для его продажи почти и делать ничего не нужно - руби прямо вдоль железной дороги, грузи, да отгоняй в Китай.
Лесопилки оборудованы практически на каждой станции и разъезде восточного БАМа, а большинство грузовых поездов - лесовозы.
Правда, стоит отметить, что, скорее не БАМ появился в этих местах благодаря богатым запасам леса, а лесозаготовки ведутся здесь потому, что некогда приехавшим сюда людям больше здесь делать просто нечего. Вот и пилят.
Видео: вдали течёт река Амбудяга
Потихоньку наш поезд подъезжал к Февральску. Настало время поблагодарить Надю за рассказ о здешних местах. На вокзале её должен был встретить отец, и через 6 часов она должна была быть дома.
У меня же после нашего разговора сложилось стойкое убеждение, что восточный БАМ - это большой подарок. Подарок нам, простым людям, от некогда богатого и могучего Совесткого Союза. Когда вся страна за просто так с радостью и без оглядки могла строить дорогу для нескольких тысяч местных жителей. А теперь у любителей железных дорог да и просто путешественников есть возможность сесть в почти комфортный плацкартный вагон и очутиться в практически незаселённых районах России. И посмотреть на лютую зиму из-за окошка, попивая вкусный чай. Сомневаюсь, что в ближайшие десятилетия Россия будет дарить людям такие подарки.
P.S. В настоящее время ежегодно убыток от эксплуатации Байкало-Амурской магистрали составляет больше 1 миллиарда рублей. Плацкартный билет Комсомольск-на-Амуре - Тында стоит около 800 рублей.
Ранее в поездке:
- Рассказ первый. Питер - Москва - Хабаровск
- Хабаровск - город и вокзал
- Ловкий город Комсомольск-на-Амуре: музей СССР под открытым небом и первая точка на БАМе
- Восточный БАМ: Комсомольск - Ургал - Алонка - Февральск - Верхнезейск - Тында
Далее в поездке:
- Столица БАМа Тында. Тындинский музей истории БАМа
- Тында - Кувыкта - Ларба - Лопча - Чильчи - Хани - Таксимо
- Северомуйский обход
- Северобайкальск. Озеро Байкал. Музей БАМа
- Последние километры БАМа. Красноярск
- Новосибирск. Дважды орденоносный центр Сибири
#путешествия, #железные дороги, #города, #ненормальность, #образ жизни, #отдых, #бам, #девушки