на главную
контакты
блог
что я могу

Столица БАМа Тында. Тындинский музей истории БАМа

Заключенный интересует меня только первые три месяца, потом ни он, ни его труп мне больше не нужен

Н. Френкель, начальник БАМЛАГа

На рассвете наш поезд приехал в Тынду. Ещё на подъездах сквозь сумерки с юга было видно большую сортировочную станцию - сразу возникло ощущение, что мы снова возвращаемся в цивилизацию. Однако долго поразмыслить на эту приятную тему не пришлось - мы быстренько вкатились на пассажирскую станцию и вышли из поезда.

На улице был конкретный дубак - мало того, что сразу же на платформе замёрзли ноги, так ещё и дышать было тяжело - настолько холодно было. Всю станцию окутывала густая морозная дымка.

Высадили нас на вторую платформу, хотя у первой (кстати, высокой) поезда не стояло. Пришлось идти через пешеходный переход, к большому сожалению, неотапливаемый ).

На всё про всё у нас было всего 2,5 часа - наш скорый поезд Тында - Москва отправлялся около 11 утра. Поэтому мы поспешили в камеру хранения - ходить по такому аццкому морозу с тяжёлой сумкой мне совершенно не хотелось.
В камере хранения нас ждало большое разочарование, а именно - большущая очередь. Кто же знал, что в столице БАМа на огромном вокзал, куда в буквальном смысле приходят пассажирские поезда со всех сторон света, в камере хранения будет работать только одна служащая! Неторопливо продающая 15 советских копеек за 57 рублей ). А уж что она будет не просто фамилию и номер паспорта в свою книгу вручную вписывать, но ещё и дату выдачи паспорта и место регистрации - такого идиотизма мы представить себе не могли.
Поэтому в камере хранения мы отстояли добрых полчаса! Бедный Лёха испереживался, что он не успеет на Красную пресню сходить (это центральная улица Тынды) и сфотографировать указатель номера какого-нибудь дома ).

Впрочем, на камере хранения обломы не закончились ). Надо же было пофотографировать саму станцию и вокзал, поэтому пошли к начальнику вокзала. Сначала нас обрадовали, что начальника вокзала нет, и где она - не ясно. Потом всё-таки позвонили куда-то, и она явилась. Минут через 10. И, видя нас, занялась какими-то своими делами. Было слышно, что у неё какой-то акт по вагонам неправильно составлен, и она минут 15 по телефону с управлением ДВЖД выясняла, как же его исправить...
Лёха к этому времени уже ушёл в самостоятельную экскурсию по Тынде, и правильно сделал. А я всё-таки дождался, когда меня соизволят выслушать ). Сказать, что моё разрешение ввело эту женщину в ступор - ничего не сказать. Она прочитала разрешение раз 5, каждый раз переворачивая его на обратную (пустую) сторону и удивлённо задумываясь над чистым листом бумаги ). В итоге, вышла куда-то ещё минут на 10! Оказалось, ходила копировать его на всякий случай и спрашивать у остальных, что это такое. Зашла, спросила меня, что я собираюсь снимать, и снова куда-то ушла ). Наконец-то, без 20 десять мне разрешили снимать. Как-то невнятно мне предложили сопровождающего, но я отказался, сказал только, чтобы она охрану предупредила. И пошёл снимать.

Выйдя на мороз, заметил, как расформировывают наш поезд. А за ним стоял состав, гружёный углём, видимо, из Нерюнгрей.

Тындинский вокзал очень необычен. Пожалуй, вокзалов такой архитектуры я больше нигде не видел. Стены у него расположены по диагонали, а над основными помещениями возвышается огромная башня с "клювом":

Не особо надеясь на пешеходный мост (он был застеклённый), решил всё же подняться на него - мало ли на дальние пути попасть и оттуда поснимать. Однако вскоре я обнаружил, что часть окон разбита, так что выбрал более или менее удобные и стал снимать прямо с моста.
Слева - здание тындинского вокзала издалека, а справа - уже сами составы на станции. Судя по типу вагонов, в основном тут ездят за углём и обратно ).

Но также на станции стоят и пассажирские вагоны (отдельного депо, видимо, нет). Обратите внимание на цвет снимков - они почти синие - это от окутывавшего станцию тумана. На маневровом локомотиве примечательна надпись "30 лет депо Тында".

А, вот, с восточной стороны станции - экипировочное депо. Вагоны постоянно топятся, даже в отстойнике - иначе их потом размораживать очень сложно.

Недалеко от вокзала дымит какая-то труба, может, местная ТЭЦ.

Ну всё, ресурс моста исчерпан - больше снимать с него нечего было. Спуститься вниз, кстати, тоже невозможно - только на вторую платформу, где я, в общем-то, уже был ). Так что пошёл обратно к вокзалу, заодно засняв живописные холмы, прикрывающие станцию с юга. Или, точнее, прикрывающие юг от холодных тындинских ветров ))).

Откуда-то выбежала собачка, у которой сильно мёрзли лапы - видите, как она одну поджимает. Проводила взглядом проезжающий ТЭМ2-5263 и убежала обратно ).

Как раз в этот момент из-за холмов показалось солнышко ).

Ну всё, пора бежать в город, в музей. Внутри вокзала ничего интересного нет, хотя и тепло ). Снаружи - паровоз (памятник первопроходцам БАМа) и бюст герою Советского Союза Виктору Петровичу Мирошниченко.

Сейчас мало кто знает, за что же Мирошниченко дали "героя", я слышал даже мнения, что за досрочную стыковку восточного участка БАМа!!! На самом деле, Виктор Мирошниченко, сержант железнодорожных войск, совершил свой подвиг во время Великой Отечественной войны. Осенью 41го года на подступах к Москве пулемётному расчёту под командованием Мирошниченко было поручено максимально долго задержать фашистов перед железнодорожным мостом через р. Снопоть. В ходе боя все кроме Мирошниченко погибли, настало время взрывать мост. Однако к этому времени уже были перебиты и шнуры, ведущие к заминированному мосту. Подвиг Мирошниченко в том, что он, пожертвовав своей жизнью, полез под шквальным огнём к бикфордову шнуру и вручную поджёг его, взорвав тем самым мост.

Вот ещё несколько вотографий вокзала. Оказалось, что дубак на улице аккурат в -39 градусов! Фотоаппарат, кстати, на таком морозе еле работает - жидкокристаллический дисплей и видоискатель цифромыльницы вообще ничего не показывают, а смазка системы фокусировки через несколько минут загустевает настолько, что всё внутри фотоаппарата скрипит и визжит.

Теперь уже точно надо было бежать в музей. Который, к слову, надо было ещё найти )). До отправления поезда осталось чуть больше часа. Обычно за такое время я уже сижу в зале отправления, жду объявления о посадке в поезд. А тут я из вокзала только уходил, причём в совершенно неизвестный город! Единственная информация, которая у меня была - надо перейти через мост (об этом сказал проводник), а потом держаться левой стороны (об этом Алексей где-то в инете вычитал перед поездкой).

Судя по всему, впереди была сама Тында, так что туда и пошёл спортивной ходьбой ).

Попутно фотографируя с моста красивую речку и виды на Тынду. Это вид на восток, откуда мы приехали:

Это на саму Тынду:

А это на запад, куда мы отправимся позже )

Перешёл мост через речку. Далее предстояло "держаться левой стороны". Не совсем понимая, что конкретно это означает, решил у местных поспрашивать ). Их на улице было немного, но всё же были ). Однако расчёт на помощь не очень-то оправдался ). То ли в силу своей исторической параллели с москвичами, то ли просто по плохой памяти, меня куда только не посылали ). Конечно, в смысле реальных ориентиров, всё-таки люди тут вежливые. Но в итоге я минут 15 туда-сюда бегал, и в итоге оказался в библиотеке, где по заверениям встретившейся мне ранее супружеской пары "музей точно должен быть". Конечно, музея и там не оказалось, но зато я там немного согрелся, пока искал, у кого бы ещё спросить направление ).
В итоге работник библиотеки мне дал верный маршрут, и к этому времени ещё и Алексей начал меня корректировать - у него на поиски музея больше времени было, он даже успел сфотографировать церковь и заветную надпись на стене дома на ул. Красная Пресня:

Ну а чтобы все, кто в будущем в Тынде будет находиться столь же короткий промежуток времени, как и мы, я отметил на снимке из Гугла маршрут к музею:

На вывеске у входа в музей значилось, что сегодня он выходной ))). Однако, нас туда не только впустили, но и вообще были очень нам рады. В итоге один из научных сотрудников музея, к сожалению, она не представилась, провела нам замечательную экскурсию, за что ей огромное спасибо ).
Сам музей истории БАМа Тынды на удивление большой ). Настолько большой, что тех 30 минут, что у нас на него осталось, явно мало. В музее 7 залов: флоры и фауны, гелогический, коренных народов, а остальные - собственно про БАМ.
Я уже ранее писал, что до Великой отечественной войны все ветки к нынешнему БАМу строили заключённые. В частности, они же строили ветку Бамовская - Тында, чему посвящён отдельный зал, вот пара фотографий оттуда. Слева - система лагерей, справа - про условия труда заключённых.

Кстати, малоизвестный факт, про который нам рассказала экскурсовод. Руководил БАМЛАГом в то время ранее осуждённый на смертную казнь олигарх царских времён Нафтали Френкель. Сначала Френкель сумел откупиться и заменить смертную казнь на 10 лет заключения на Соловках. Ну а позже написал письмо Сталину, в котором предложил использовать труд заключённых на всесоюзных стройках. Именно под его началом строился Беломорканал, а впоследствии он руководил БАМЛАГом. Подробнее про Френкеля можно прочитать тут.
А ещё, при строительстве большого БАМа в 70-80ые годы наша власть также пыталась применять труд заключённых как раз в районе Тынды. Но, как гласит легенда, возмущённые тындинские комсомольцы "отреагировали на это быстро и уже через неделю были на приёме у министра внутренних дел Щелокова", после чего зэков от строительства БАМа отстранили. Леонид Брайко, между тем, в своих воспоминаниях о строительстве Восточного БАМа пишет, что труд заключённых применялся и в 80ые годы.

Про строительство самого БАМа нам рассказали совсем коротко - не было времени, а основные этапы мы и так знали. На фотографии ниже - схема БАМа, на которой в хронологическом порядке должны зажигаться построенные участки. Правда, в настоящее время эта штука мигает как ей захочется ).

Ну а это - ключи от разных стыковок ). Главная, конечно, Куандинская, золотая. Хотя тут у всех путаница - кто главной считает настоящую, балбухтинскую, кто считает куандинскую.. В итоге, всегда про обе рассказывают ).

Ещё нам подробно рассказали про эвенков и их представления о жизни после смерти ). А потом мы фактически бегом побежали к ближайшей оживлённой дороге, чтобы поймать машину и добраться до вокзала. Машины тут, к слову, всё ещё праворульные ).

На вокзале пока доставали билеты, сфотографировал наш скорый московский поезд в обе стороны.

А через пять минут мы уже отправились дальше. До следующей остановки в Таксимо нам предстояло ехать примерно сутки...

WuEyIlCiSQ4

Ранее в поездке:
- Рассказ первый. Питер - Москва - Хабаровск
- Хабаровск - город и вокзал
- Ловкий город Комсомольск-на-Амуре: музей СССР под открытым небом и первая точка на БАМе
- Восточный БАМ: Комсомольск - Ургал - Алонка - Февральск - Верхнезейск - Тында
- Восточный БАМ глазами молодой экимчанки

Далее в поездке:
- Тында - Кувыкта - Ларба - Лопча - Чильчи - Хани - Таксимо
- Северомуйский обход
- Северобайкальск. Озеро Байкал. Музей БАМа
- Последние километры БАМа. Красноярск
- Новосибирск. Дважды орденоносный центр Сибири

#путешествия, #железные дороги, #города, #ненормальность, #образ жизни, #отдых, #бам, #музеи

Антон Павлов, 28 января

Комментарии

оставить свой комментарий

леха
описание прикольное воще ништяк клевый материал еще бы было б че нить про тынденские годы во время великой отечественной войны вообще хорошо былоб
16:50, 5 мая 2008
Жительница Тынды
Граматей!Спасибо Вам,Что свой Великолепный Зад поморозили!Заработали на этом?Думаю,да.Слава Богу!!!Не надо "факать" то,чего не знаеш ь!!!!!!!
18:38, 23 октября 2009
Антон Павлов
2 Жительница Тынды: Если Вас действительно что-то задело, лучше было бы конкретно об этом и написать. А то я из Вашего сообщения не могу понять, где я, собственно, мог ошибиться. Ну а обращаться к незнакомому человеку на "ты" и лезть в его кошелёк - это вроде как неприлично. Или Вам этого не рассказали?
09:29, 24 октября 2009
Светлана
Интересно почитать впечатления другого о своем городе...Приезжайте еще раз летом!!!
03:21, 3 ноября 2009
Один из научных сотрудников музея
В музее истории БАМа сейчас уже 8 залов). Недавно с горем пополам (горе - финансирование) открыли зал "История эксплуатации БАМа". Ну а об эвенках я вам видно рассказывала потому, что специалист именно этого отдела - этнографического). Да, Антон, уберите мою фотку плиз, Вы её поместили без моего согласия). Нас тут лучше фотографировать летом, а то в середине зимы мы все замороженные). Если кто в музей ещё отправится, то пусть спрашивают школу №2, она рядом с нами). Да, и пусть одеваются потеплее - уже -30 было! olga_anishenko@mail.ru
08:49, 6 ноября 2009
Антон Павлов
Здравствуйте, Ольга! Рад Вас видеть здесь ) Фотографию убрал )
09:08, 6 ноября 2009
Виктор
Я в Тынде был 20лет назад вокзал был построен но город состоял из вогончиков и деревянных, таких щитосборных домов! Как он изменился!!! Видимо изминились и БАМовцы...., я ехал с мамой и сестрой в Хани, отец уже работал там...а в Тынде родственники...тоже так просто ненайдёш. середина %E
22:29, 21 ноября 2009
Виктор продолжение
середина декабря...замёрзли, заблудились. Мама постучала в приметный вогончик ,оставила нас грется а сама пошла искать...чужие люди чаем нас поили . А сейчас получается по замёрзшему носу дверью стукнут или вообще не откроют Я понимаю эту ненависть...направлена она не на тех..."слугам" нашего народа в ноги кланяетесь а на простых людях злобу вымещаете. Спасибо Антон,что душу согрел!!! Привет БАМовцам!!!
23:03, 21 ноября 2009
Kirill
Вы зря в Сковородино не побывали...Там история города покруче Тындинской будет..
12:59, 6 сентября 2010
Житель Тынды
Действительно очень интересно почитать, и практически все правда, так как всю жизнь живу в Тынде, знаю все. Про морозы наши Вы разве не слышали, у нас и не такое бывает, так что если собираетесь у нас ещё раз побывать, берите тулуп и валенки)
18:06, 29 января 2012
Галина
Была в этом Тынде в 1986 году, ноябрь, посещала комнаты, в которых было много материалов о 30-х годах.. Рада. Что музей существует. 28-31 октября в Хабаровске-благовещенске будет рассказано о новом проекте поддеожки музеев Хабаровского края.
08:44, 23 октября 2014
софиевна
прикольно. как то мало вы были... даже жаль что так мало сатиры
14:59, 18 марта 2016
Аркадий
Нерюнгрей (- ‸ლ)
18:08, 23 июня 2016
Дмитрий Криковцев
Был в Тынде с 1983 по 1984 год. Техбат Тындинский, в/ч 44903. Рота № 3, младший сержант. Воспоминания суровые. С октября 1983 по март 1984 был конкретно на котельной, что располагалась у кафе "Белочка". Как в ту зиму удалось удержать температуру в теплотрассе, порой сам сегодня не понимаю. Это было очень жестко. А было мне тогда всего 20 лет. В Тынду мы с ребятами прибыли из Красноярского учебного полка Тындинской бригады. В/ч 51536. Рота № 2. Какое-то время мы были в батальоне, где-то на Фестивальной сопке, пока нас всех не раскидали по трассе, кого куда. Кто в Тынде остался, кого на 42 км, кого в Маревую, кого в Дипкун и т.д. Вместо учебы мы под Красноярском строили трассу, "объект 777", где-то в районе Березовки. Вручную делали весь комплекс работ по отсыпке, рихтовке, балластировке. Эту трассу вспоминаю с содроганием, было очень трудно. Приходилось даже рельсы вручную таскать рельсоносами. Но трассу ввели в действие. Другая часть полка вырубала лед в тоннеле на трассе Сулук - Дуссе-Алинь - Могды. Страшные истории рассказывали про ту трассу, о заброшенном первоначальном тоннеле, где как бы ранее вроде как были засыпаны в обвале 700 (! ) заключенных вместе с охраной, в 1947, что-ли? Даже раскапывать их тогда не стали, а пустили трассу в обход, в новый тоннель. Может правда, а может вранье в отношении 700 погибших - не знаю. Сам я там не был. Из сопки в том месте вроде как только рельсы торчат. Вечная память им! Говорили, что с местного наречия Дуссе-Алинь переводится как "Долина Смерти". Я карту специальную как-то посмотрел, оказывается и в Тынде ранее лагерь ГУЛАГа был. Мы ничего об этом не знали...
00:57, 23 июля 2018
Иван Урваев
я служил в Дипкуне и Тынде. вч 36534 и 46120. с Самары на самолёте в Хабаровск потом по ЖД обратно до Сковородино и в Тынду попал где то 25 декабря. вышли с вокзала старого ещё на улицу на указателе минус 54 градуса..
23:13, 26 февраля 2023

Оставьте свой комментарий