История восточного БАМа - Дуссе-Алиньский тоннель - Ургал - Новый Ургал - Военные железнодорожники - Алонка - Шугара - Февральск - Верхнезейск - Маршрутная скорость - Марш БАМ
Наконец, мы с Алексеем Румянцевым оказались на самой Байкало-Амурской магистрали. Перед фото- и видеоописанием восточной её части, я хотел бы совершить краткий экскурс в историю этой дороги.
Известно, что идея строительства БАМа возникла в умах золотодобытчиков ещё до октябрьской революции, проводились даже изыскания в районе Бодайбо. Позже в 30ые годы в основном силами заключённых были построены ветки Бамовская - Тында, Известковая - Ургал и Волочаевка - Комсомольск-на-Амуре. Последние две как раз относятся к Восточному БАМу.
Во время отечественной войны некоторые из этих веток разобрали, хотя существует мнение, что неособо нужные рельсы можно было найти и где-нибудь поближе к фронту. В 1943-45 гг. заключённые строили ветку Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. А после войны в 50ые годы опять же силами заключённых была построена ветка Тайшет - Лена (Усть-Кут). На этом предыстория сегодняшнего БАМа заканчивается. Если взглянуть на карту, видно, что все подходы к строительству магистрали были готовы, логично было приступить к строительству самой дороги.
Изыскания проводились в конце 60ых годов, а в 1974 году было принято решение строить БАМ. Построенные ранее ветки позволяли строить его сразу во многих направлениях, в частности на восточном участке БАМа строительство велось силами военных железнодорожников:
- от Комсомольска-на-Амуре на запад в сторону Ургала;
- от Ургала на восток в сторону Комосомольска-на-Амуре;
- от Ургала на запад в сторону Тынды;
- от Тынды на восток в сторону Ургала.
Золотая стыковка на восточном БАМе состоялась на разъезде им. Мирошниченко 17 апреля 1984 года, а в регулярную эксплуатацию восточный БАМ был принят 29 сентября 1989 года. С тех пор прошло всего 18 лет.
Проснулся я в районе станции Сулук. За окном была кромешная тьма, но очень хотелось посмотреть на Дуссе-Алиньский тоннель. В итоге проехали разъезд Дуссе-Алинь, ещё не погас свет станционных прожекторов, как наш поезд неожиданно вкатился в тоннель. Внутри почти ничего не видно, только каждые несколько десятков метров освещены камеры безопасности (на случай, если вдруг рабочие будут находиться в тоннеле в момент прохождения поезда, чтобы смогли в эти камеры спрятаться).
Вскоре после тоннеля начало светать. Поезд шёл по выемкам среди отрогов мощного Буреинского хребта. Как только стало достаточно светло для съёмки, я достал фотоаппарат. Но, к сожалению, холмы уже несколько удалились от железной дороги.
Видео: Вид из окна поезда между станциями Солони и Мугуле
Как и в предыдущих отчётах прошу прощения за качество съёмки: во-первых, снималось фотоаппаратом, а не камерой, во-вторых, через грязные стёкла, которые не было никакой возможности помыть снаружи. Более или менее удачные видеозаписи я опубликую ниже, на остальные же просто дам подобную ссылку - если кому будет интересно посмотреть проезжаемые места без расчёта на качественную картинку, он сможет это сделать.
Дорога потихоньку выпрямилась, и поезд въехал на равнину. Заметно посветлело, взору открылась безжизненная тайга на километры вокруг.
Видео: Вид из окна поезда в районе станции Чемчуко
Пассажиры поезда начали просыпаться. От Комсомольска с нами ехал парень, но он сошёл в Постышево. А сбоку нам попался довольно забавный экземпляр - он со своей компанией вошёл на следущей станции после Комсомольска и сразу же ушёл к ним в конец вагона пить. Бухали они так неистово, что уже буквально через полчаса один из них лежал без чувств в проходе.
В Ургале я решил выйти и пофотографировать станцию. Проводник какой-то местной национальности изрядно удивился, увидев меня, собирающегося на выход. Пришлось ему одеваться и открывать мне дверь.
На станции: низкая платформа; собака, которой, видимо, стало скучно, и она решила встретить наш поезд. Да пара человек встречающих.
Прошёлся вдоль поезда. По слухам, нас должен был тянуть новенький ТЭП70-БС. Так оно и оказалось ). На фотке он собственной персоной, а его дым накрывает пассажирский вагон. Справа - вид на холмы. Между ними и железной дорогой - сам Ургал и ещё автодорога. Которую, к слову, тоже военные железнодорожники строили, и она тянется от Ургала до Февральска.
Проводник наш на морозе стоять не захотел, ушёл, да ещё и дверь за собой закрыл ). Поэтому я поторопился ретироваться - мало ли он её на защёлку ). Оставаться в Ургале не хотелось, хотя тут действительно красиво на рассвете.
Вот, кстати, и жилые дома перед сопками:
Тронулись дальше. Немного поговорил с проводником. По-русски он говорит плоховато, но понять можно. Говорит, туристы сюда заезжают редко, но всё же бывают. И иностранцы бывают.
Буквально через несколько минут приехали в Новый Ургал. Тут станция посолиднее - не два пути, а все три! ))).
В Ургале нас ждала долгожданная заправка водой. Она, кстати, где-то посреди ночи кончилась. Вот так вот - поезд не курортный, не летний, жары и подавно нет, а вода кончается на раз-два ).
Ну да не моё дело, я пошёл фотографировать. Поскольку стоянка длинная, и менты ходят, решил найти дежурную по станции и показать ей заветную бумажку-разрешение. Но она на мою бумагу вообще никакого внимания не обратила, просто отвернулась и дальше продолжила заниматься графиком поездов. Кстати, он у неё на большом экране в реальном времени высвечивается. Экран 21 дюйм, никак не меньше.
Пока я к дежурной ходил, к хвосту нашего поезда подкатил маневровый локомотив с целью отцепить два лишних вагона. Они только до Нового Ургала ехали, видимо, дальше вообще пассажиропоток никакой.
Недалеко от вокзала в тупике стоял одинокий пассажирский вагон, который, впрочем, хорошо отапливался (фото справа вверху).
Вот он наш красавец, ТЭП 70БС 037. А рядом - ещё один маневровый ТЭМ2А-9312.
А вот и здание самого вокзала. Довольно симпатичное. В его сторону я и направился, попутно сфотографировав уже отцепленные вагоны.
А вот и сама станция: три пути, слева - наш поезд, на втором пути - маневровый с каким-то красноватым вагоном, а справа - почтовый поезд. Или просто все остальные вагоны в кучку, чтобы не мешались ).
И просто пустой путь )
Морозец в Ургале стоял что надо )). Настало время снова посетить вокзал. И сфотографировать такое вот мозаичное пано от братьев-украинцев, строивших эту станцию:
На входе в вокзал такие вот металлические горельефы:
А это - вид на посёлок (обратите внимание, какие тут высокие сопки) и привокзальная площадь. Да-да, площади тут как таковой нет, зато вокруг полно красивых берёз, сковзь которые встаёт солнце.
У вокзала расположено удобное место для высадки пассажиров. Видимо, планировалось, что сюда будут приходить автобусы или какой-то другой регулярный транспорт. В итоге тут просто парковка для встречающих. Кстати, пол сооружения очень скользкий ). А фотография справа - памятная доска в честь золотой стыковки восточного участка БАМа.
Ну всё, пора отправляться дальше, вон, последние пассажиры прибежали :)
Вообще, строго говоря, станция Новый Ургал на главной нитке БАМа не находится. БАМ проходит выше (см. карту в самом начале рассказа) в виде грузового объезда. А пассажирская станция находится на старой ветке Известковая - Чегдомын. Так вот, после Нового Ургала мы, соотвественно, по соединительной ветке поехали обратно на БАМ, а на видео ниже железная дорога в Известковую (Транссиб).
Видео: Ветка на Известковую
Вскоре после Ургала железная дорога пересекает реку Бурею. Даже в такой глуши всё равно с обоих сторон моста обязательная будка с бдительным охранником.
Дальше поезд едет всё сильнее отдаляясь от Буреи, огибает склоны холмов. С моей стороны постоянно были выемки, но кое-где и открывались более перспективные виды:
Видео: Вид из окна поезда между станциями Буреинск и Чебангда
Видео: Склоны холмов в районе станции Чебангда
Видео: Вид из окна поезда - район ст. Кычыранкы
Кстати, ещё вечером в Комсомольске с нами связались военные железнодорожники, те кто строил восточный БАМ. Конкретно, в районе Алонки, к которой направлялся наш поезд, служили в то время два старших лейтенанта - Леонид Брайко и Анатолий Юнчиц. Леонид попросил нас побольше поснимать в районе Алонки, а сам рассказал несколько интересных фактов про времена строительства.
...Теперь открою "военную тайну" (а может уже все и не так?) – в ЖДВ единица самостоятельная – это батальон, а не полк как везде. С номером и знаменем. Численность немного меньше полка, но ПОЛНОСТЬЮ автономный. Регулярно – и в мирное время – их забрасывали за тысячи км для выполнения своих задач. Работа не престижная, за всю войну – только один Герой Сов.Союза (В.Мирошниченко). Понятно - штабы далеко.
Я служил в 1981-83 г.г. – двухгодичник (лейтенант, старлей) а после весной 1984 был Восточный стык, осенью – главный. От предшественников слышал о начале работ.
Да, был и "спецнабор" - но в основном это были нормальные ребята, а жизнь почти всех на месте "поправила". Идеология, конечно, была и там, но как то сама по себе – каяться не в чем. А гордится... сами видели! Правда вы не могли видеть – даже не верится, а было – полевые городки вдоль трассы. (у нас 2 на год). Больной и модный вопрос "стариковщина" - какой может быть ответ? Не с другой планеты солдаты и офицеры.
А ответ уже давно известен – когда люди заняты и порядок на ВСЕХ уровнях то и безобразий нет. А ведь 19летние солдаты и чуть старше командиры бурили и взрывали "скалу", рубили (не расчищали – а зачем, все равно засыпать) просеку, отсыпали насыпь – иногда от "карьера" до места 5 км. Быт, ремонт, запчасти и т.д. У солдат отпуск в основном – по телеграмме (похороны дома или другое ЧП), увольнения – только в учебный период 1.5 месяца зимой (а куда увольняться – Алонку видели?). Губа – там же, на трассе еще ее не хватало. Самоволка – пожалуйста (к медведям) – за первой же сопкой заблудишься, а вертолет еще вызывать надо! Словом романтика!
И последнее. Пока узнал от одного человека – ищу подтверждение. В Алонке начнут (и довольно скоро) строить тепловую Эл.станцию – крупнейшую в Азии. О станции этой говорили, но что в Алонке! Хотя правильно все. Дорога есть. Уголь из Чегдомына (и лучше чем Беркакит). Нефть – тоже с дороги. Да! Успели с дорогой в свое время.
Приехали в Алонку. Стоянка всего ничего - 5 минут. Только успеть вылезти, да обратно в поезд.
Вокзал ещё красивее, чем в Ургале - молдаване строили. Пассажиров насчитали сколько? Две семьи, да и то больше половины - встречающие ).
Отправились дальше в сторону Этыркэна. Специально для Леонида Брайко снимал даже не самое интересное, но у него ностальгия по тем местам и временам. Может, кому-то ещё будет интересно:
Видео: Выемка к западу от станции Алонка
Видео: Восточный БАМ в районе Алонки
Видео: Вид из окна поезда - автодорога в районе станции Стланик
Видео: Долина реки Туюн
Видео: Вид из окна поезда - река Туюн
Вдоль всей железной дороги постоянно попадаются самые разные звериные следы. Медведи зимой спят, а вот волки, зайцы, колонки разные - бегают.
Видео: Река Туюн близ станции Туюн
Видео: Устье реки Воспорухан (где она впадает в реку Туюн)
Видео: Станция Туюн (внимание: поворот головы на 90 градусов :)
Видео: Между станциями Туюн и Шугара
Так вдоль реки Туюн мы ехали, периодически проезжая разъезды вроде Шугары. Здесь развёрнута мощная деятельность по заготовке леса. Впрочем, лес валят практически на каждом разъезде и станции - самый лёгкий способ заработать хоть какие-то деньги на жизнь.
Снимал из-за грязного окна, но очень уж красивая речка Туюн, не смог удержаться и выложил даже в таком качестве:
Вообще, на восточном БАМе снега позорно мало в этом году. Но вот за Шугарой нашёлся более или менее снежный кусочек:
К двум часам дня приехали в Этыркэн. Все путешествующие по восточному БАМу блоггеры снимают почему-то только его. А по мне, так какой-то некрасивый посёлок с таким же некрасивым вокзалом. И стоянка всего 2 минуты. Алонка с Ургалом куда красивее!
В Этыркэне к нам должен был подойти знакомый Леонида, что-то передать. Но встреча что-то не сложилась, и мы уехали дальше без передачи :(.
Видео: Отправление со станции Этыркэн
Видео: Вид из окна поезда в районе станции Ульма
За Этыркэном холмы заканчиваются, начинается равнинная болотистая местность. Только в районе станции Иса проехались по отрогу какой-то одинокой сопки.
Видео: Отправление с разъезда Исакан
Видео: Вид из окна поезда - район станции Демченко
По всему БАМу, кстати, на одинаковом небольшом расстоянии друг от друга стоят будки. То кирпичные, то дровяные. Для ночлега железнодорожников-путейцев, да и любых других людей, которым пришлось заночевать в этих краях.
Видео: Вид из окна поезда - район станции Звонкое
На подъезде к Февральску (довольно крупный населённый пункт, около 3 тысяч жителей) солнце стало садиться. Любителям закатов в экзотических местах могу порекомендовать просмотр видео ниже:
Видео: Закат к югу от Февральска
Видео: Закат. Между рекой Быссой и Февральском
В февральск приехали практически в сумерках. Здесь снова заправка водой, так что стоянка долгая. Локомотив, кстати, нигде не отцепляют, так он от Комосомольска до Тынды и катится полторы тысячи километров. Только локомотивные бригады меняются.
Как видите, Февральск - довольно крупная станция. Видимо потому, что здесь кроме железной дороги ещё и автодорога проходит Благовещенск - Свободный - Февральск - Стойба - Экимчан.
Фотографии какие-то зернистые вышли, то ли от того, что уже смеркалось, то ли от сильного мороза.
Тем временем, к хвосту нашего поезда прицепляют два вагона - один то ли общий, то ли плацкартный, а другой - лаборатория связи.
Всем горит красный свет. Наверное, за нами ещё какой-нибудь поезд едет, грузовой. Пассажирский на восточном БАМе только один - наш.
А это сам посёлок. Дома городского типа и какое-то депо или тупик.
Сразу за Февральском - мост через реку Селемджу. Река крупная и длинная, в честь неё даже район Амурской области назван.
Стемнело. Но хотелось ещё посмотреть Верхнезейское водохранилище. Пока едем до Верхнезейска, расскажу про скорости на Восточном БАМе.
Кое-где пишут, что этот участок дороги фактически разваливается и через пару лет вообще придёт в негодность. Действительно, несмотря на обилие относительно прямых участков пути средняя скорость поезда всего 40 км/ч. Вот, сделал расчёт скорости для нашего поезда:
Комсомольск - Постышево: 38,3 км/ч
Постышево - Ургал: 37,6 км/ч
Ургал - Алонка: 50,4 км/ч
Алонка - Иса: 39,8 км/ч
Иса - Февральск: 46,2 км/ч
Февральск - Верхнезейск: 42,0 км/ч
Верхнезейск - Тында: 44,4 км/ч
Видимо, из-за этого поезду даже не дают статус пассажирского - он числится почтово-багажным. Хотя конкретно в нашем составе почтовых вагонов не было.
В Верхнезейске было темно, удалось только определить, что станция крупная ). Кроме того, наш полупустой вагон почти под завязку забился пассажирами до Тынды. А само Верхнезейское водохранилище увидеть удалось, но в том месте, где идёт поезд, оно совсем чуть-чуть открывается взгляду.
Вообще стоит сказать, что как бы будущие путешественники по восточному БАМу не изголялись, в светлое время суток они всё равно смогут проехать только те же самые места. Потому что обратный и тоже единственный поезд так же выходит из Тынды вечером и в середине дня проезжает Этыркэн )). Река Амгунь, станции Тунгала и Дипкун, видимо, ещё долго будут покрыты завесой тайны ).
Последняя сегодня фотка - нормальное состояние нашего окошка ). Из него не дует, но холодом веет нехило. Поэтому спал я в шапочке ).
В качестве бонуса - весёлая пропагандистская песня "Марш БАМ", начинающаяся со слов "Дан приказ нам XVII съездом.." ))).
А завтра будет... Нет, не Тында. Завтра будет всё тот же восточный БАМ, но глазами местной жительницы, с которой я познакомился, пока ехали от Ургала до Февральска ).
Ранее в поездке:
- Рассказ первый. Питер - Москва - Хабаровск
- Хабаровск - город и вокзал
- Ловкий город Комсомольск-на-Амуре: музей СССР под открытым небом и первая точка на БАМе
Далее в поездке:
- Восточный БАМ глазами молодой экимчанки
- Столица БАМа Тында. Тындинский музей истории БАМа
- Тында - Кувыкта - Ларба - Лопча - Чильчи - Хани - Таксимо
- Северомуйский обход
- Северобайкальск. Озеро Байкал. Музей БАМа
- Последние километры БАМа. Красноярск
- Новосибирск. Дважды орденоносный центр Сибири
#путешествия, #железные дороги, #города, #ненормальность, #образ жизни, #отдых, #бам